В ролях: Евгений Сытый, Сергей Дрейден, Анна Михалкова, Александр Яценко, Игорь Черневич, Никита Емшанов
Сценарий: Александр Родионов, Борис Хлебников
Оператор: Шандор Беркеши
Продюсеры Роман Борисевич, Рубен Дишдишян
Производство: кинокомпания "Коктебель" при поддержке ПЦ "Централ Партнершип"
Нынешняя кинематографическая осень оказалась щедрой на премьеры авторского российского кино.
На очереди фильм режиссера Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», который вышел в прокат сегодня, 17 сентября и который я уже успела посмотреть накануне, на премьере.
Незатейливый, вскормленный на свежем, чуть из-под коровы молоке, работяга Евгений приезжает из белорусской глубинки в Москву на заработки.
Работа не складывается буквально сразу же – Женю обворовывают с головы до пяток, уже не фигурально, а буквально выражаясь – главный герой остается спать на городской скамейке без ботинок и носков. В ситуации, когда впору уже переквалифицироваться из приезжего белорусского рабочего в московского бомжа, Женю подбирает московский сумасшедший и делает нового друга вмиг своим помощником в борьбе за добрые дела.
Вместе они спасают женщину от гнетущего его прошлого, охотятся за утиным домиком на пруду, в котором, как им кажется спрятано послание всему человечеству, делают из безжизненных постаментов советской номенклатуры мужчин с «достоинством», прилепляя к мраморным памятникам мужские гениталии из теста, и т.д.
Единственным разумным элементом в этой сумасшедшем «Красном Кресте» является дочь обезумевшего старика – героиня Анны Михалковой. Она бесподобна. Точка. Спасибо режиссеру Хлебникову за такую невероятную фактурность героини. Ее героиня произносит совсем немного фраз, но Хлебников молча рассказывает ее печальную судьбу. Она еще молода, здорова, но явно одинока, и живет лишь тем, что навещает ежедневно больного отца – приносит ему таблетки, салатики, курицу гриль, торт с фруктами и новые рубашки.
В новом фильме Борис Хлебников продолжает работать в своей творческой манере. Как и прежде, в его фильмах простые вещи – простые люди, простые, не высосанные из пальца и не вымученные сюжеты.
Как и прежде, в его новом фильме простой сюжет и простые люди. А тот факт, что отныне действие фильма перенеслось из глухой провинции (как это было в «Свободном плавании») в большую столицу, лишь подтверждает аксиому, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. А в сумме – отторжение от реалий, которые диктует жизнь. И если в "Сумасшедшей помощи» главного героя морально убивает ненасытный и жестокий мегаполис, так, что он начинает жить в своей, только ему ведомой скорлупе, то в «Свободном плавании» парню Лёне невыносимо тошно становится на улице Мелиораторов Ярославской губернии, и он пускается в вольное плавание на плоту в надежде понять, что это за штука такая жизнь и что с ней делать-то вообще.
В финале фильма, социальная драма, рассказанная Хлебников, превращается в пронзительную любовь двух одиночеств. Героиня Михалковой, которая появляется на протяжении всей картины в мешковатой куртке, в бесформенной одежде и в шапке с нелепым помпоном, в завершающих эпизодах фильма предстает безмерно одинокой и грустной женщиной, у которой чемоданы нерастраченной нежности, любви и ласки.
Есть масса дискуссий по поводу того, честное ли такое кино или нет, по поводу того, сколько можно показывать эту чернуху. Я вне споров о правдоподобии, потому что для меня оно честное. Я не живу в социуме, где вокруг одни люмпены и шизофреники, но я вижу трезво ту действительность, что есть вокруг. Вот правда же, есть у меня сосед такой неприкаянный, детина взрослый и добродушный, но совершенно не понимающий, куда притулиться по жизни. Сущий герой Лёня из «Свободного плавания». И есть ведь соседка из соседнего подъезда, много лет ухаживавшая за больным отцом и сама дошедшая до стадии ранней шизофрении. А ведь женщина невероятно образованная. И тут, сквозь грусть, вспоминается строчка из трагикомедийного Хармса: "Хорошие люди и не умеют поставить себя на твёрдую ногу!"
Community Info