www_burroughs (www_burroughs) wrote in drugoe_kino,
www_burroughs
www_burroughs
drugoe_kino

Categories:

Антихрист/Antichrist/2009/Германия, Дания/Реж. Ларс фон Триер

Анализ фильма Ларса фон Триера "Антихрист" по ключевым кадрам.

(кадр №1) - Фигурки "Трое нищих"

Неприятие нового фильма "Антихрист" Триера, большей частью аудитории, как профессиональной, так и любительской - объясняется просто. Как и во многих других своих работах, Триер обнажает природу человека, препарирует её, и беззастенчиво и цинично выставляет напоказ самому же объекту. В данном случае рассматривается звериная сторона человеческой натуры, которая замещает человеческую, что приводит к безумию.
Молодая пара, он - опытный психоаналитик, в прошлом, она - историк Средневековья, пишущая диссертацию, теряют малолетнего сына. Не в силах справиться с горечью утраты, они отправляются на природу, в лес, подышать свежим лесным воздухом и морально восстановиться.
При этом лес - это по фильму Эдем, а герои - Адам и Ева, возвращающие нас к началу начал. На самом же деле, путешествие в лесную чащу - это путешествие в своё собственное подсознание, в данном случае - женское. То есть всё, что происходит в лесу, все картины - это аудио-визуальные иллюстрации женского подсознания, нарушение работы которого спровоцировано психической травмой. Нечто подобное можно наблюдать в фильме "Клетка" (2000). Таким приёмом Триер раскрывает всю скрытую тёмную сторону человеческой природы, не только женской, но и мужской, учитывая факт двойственного устройства человека, в котором присутствует и женское начало, и мужское.
Герой Уиллема Дефо помещается в такую чужеродную(только на первый взгляд) среду, сталкивается с ней, пытается взаимодействовать, понять и нейтрализовать очаг возбуждения. Его психоаналитических способностей на это не хватает, о чём в фильме говорится прямым текстом: "Фрейд — мёртв!"
На фильм почему-то сразу прикрепили ярлык "антирелигиозный". На самом деле это не совсем так.
Рассмотрим героев более подробно. Они люди несомненно образованные, с рационально-рассудочным мышлением, порождённым цивилизацией Запада. Возьму на себя смелость утверждать, что они нерелигиозны. Сомневаюсь, что психоаналитик-фрейдист и историк средневековой инквизиции могут быть верующими. Известно, что одной из функций практически любой монотеистической религии, является функция "врачевания человеческой души".
Истинно верующий намного легче справляется с горечью утраты близкого человека, ибо он уходит не в пустоту, а в "Царствие небесное", и ожидание последующей встречи с ним, успокаивает.
Триер ставит в фильме один из важных вопросов бытия человека, а именно неспособность современных людей противостоять тому внутреннему вакууму, который образуется как спонтанно, так и под грузом обстоятельств. Триер не побуждает нас искать спасение в религиозной вере, он лишь обзначает вопрос и иллюстрирует последствия.
(кадр №2) - Созвездие Лисы, Ястреба, Косули ("Трое нищих")

Кто приходит к человеку, когда он теряет надежду на спасение? К нему приходят "Трое нищих"(кадр №2) - Боль(лиса, пожирающая своё нутро), Отчаяние(ястреб, выклёвывающий своего птенца), и Скорбь(косуля, с болтающимся сзади мертворождённым детёнышем). Очевидная параллель с потерей женщиной ребёнка и жизнью дикой природы, ведь по фильму "Природа - церковь Сатаны".
"Трое нищих" - антипод Святой Троицы, и, предположительно, символизируют Сатану. Женщина, в фильме, безусловно одержима, и она - его воплощение в крайней точке человеческого безумия. Но, как уже было сказано выше, лес - это всего лишь подсознание, и Сатаны не существует вне этих координат, иными словами он существует только внутри человека, равно как и Бог. И существует он только в том случае, когда вытесняет Бога, ведь "anti" "Christ" - это значит "вне" "Бога".
На протяжение всего фильма идёт война за право лидерства на территории леса, метафора вечной войны добра и зла. Но борьба идёт исключительно внутри человека, борьба эта - часть его природы, неважно женской или мужской. Таким образом, изображение женщины в фильме носителем зла - условно и является частью мифологии картины, как аллюзии на библейскую историю о первородном грехе и последовавшем грехопадении.

("Книга Бытия говорит, что Змей уловками и хитростью убедил Еву попробовать плод запретного древа, а та, в свою очередь, дала попробовать плодов Адаму. Адам и Ева познали добро и зло, увидели себя нагими и познали стыд. Узнав об этом, Господь изгнал перволюдей из Рая, лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям (Быт.3:17-24)" Последствия этого проявляются у всех живших или живущих на земле людей в силу наследования повреждённой человеческой природы.)

Примечательно, что Триер делает намёки об изменениях в психике героини Шарлотты Генсбур, как в начальном флэшбэке, так и в событиях, предшествовавших падению ребёнка. Дело в том, что женщина - историк и пишет диссертацию на тему инквизиции Средних веков, которую бросает, не дописав. Уже тогда в её голове происходит сдвиг, который проявляется в том, что она начинает надевать ребёнку ботинки на разные ноги(об этом муж узнаёт по рентгеновским снимкам, в которых указывается, что ступни имеют деформацию, не связанную с падением и предшествовавшую падению), а во флэшбэке также видно, что на столе уже стоят фигурки "Трёх нищих"(кадр №1). На мой взгляд, Триер делает ненавязчивый тонкий намёк на то, что героиня, занимавшаяся исследованиями инквизиции, состоявшей, главным образом, из мужчин, которые сжигали и пытали ни в чём неповинных женщин, сходит на этой почве с ума и сознательно избавляется от ребёнка, уже овладеваемая дьявольскими силами(если отталкиваться от христианской концепции фильма).
В частности, он говорит ей: "Книги, по которым ты готовилась, рассказывают о преступлениях против женщин, но для тебя они стали доказательством злобной природы женщин. Ты должна была критически отнестись к этим текстам, а в итоге ты приняла их!" В пользу этого также свидетельствуют рукописи диссертации, найденные героем Уиллема Дефо на чердаке дома, где уже по почерку можно видеть психическую нестабильность. (кадр №3,4)
Более того, ниже я приведу кадры, в которых отчётливо видно, что героиня видела, как ребёнок взбирается на стол, при этом опрокидывая фигурки "Трёх нищих", но ничего не предприняла, чтобы его остановить, так как сексуальное желание оказалось сильнее. В момент, когда происходит удар ребёнка о землю, его мать кончает. Триер не позволяет, вначале фильма(кадр №5), сделать однозначный вывод об этом, а лишь за несколько секунд до усекновения клитора(кадр №6). Орган чувств служит причиной греха как в прямом, так и в переносном смысле, и попасть в истинный Эдем можно только избавившись от него - решительно и радикально - отсекая. И как только это происходит, ранее бешеные и уродливые звери, успокаиваются и преображаются, располагаясь возле лежащей женщины.(кадр №7) Это уже звери настоящего Эдема, райского сада, а не его дьявольского антипода, который Триер изображает в виде "Царства мёртвых", лежащего под Эдемом, в преисподне.(кадр №8) Таким образом, идея о том, что "Природа - царство Сатаны", и женщина является носителем такой природы, поверхностна.
Носителем такой природы является любой человек, независимо от пола, а преодоление такой "природы" есть вытесненение Сатаны(как это сделал Бог, изгнав падшего ангела Люцифера из рая). То есть человек находит гармонию и единение с Природой, только избавляясь от её звериной, низшеуровневой части, той, которую воплощает Сатана.
Но, в фильме, герой Уиллема Дефо уже не может остановиться. Он душит, уже обредшую душевный покой, жену, а потом сжигает на костре, как ведьму. Рационально-рассудочное мышление не справляется: из-под сознания, на поверхность, выходят дремавшие демоны средневековья. А когда мужчина выходит из Эдема, воскресают тысячи безликих женщин, невинно убиенных во времена инквизиции.

Итог. Ларс фон Триер, в фильме "Антихрист", рассматривает два равноправных невзаимоисключающих подхода к пониманию сущности человека. Первый - научно-психологический, научно-психоаналитический, который не выдерживает проверку на состоятельность и даёт сбой. Второй - христианский, с аллюзией на библейскую историю Адама и Евы, который подвергается историческому ревизионизму. Грубо говоря, Триер подвергает критике, как религиозный подход, так и научный.

Таким образом, фильм Ларса фон Триера "Антихрист" является одним из самых глубоких и фундаментальных исследований психологии человека в современном мировом кинематографе.

Оценка 10 из 10

Ключевые кадры фильма "Антихрист":

(кадр №3,4) - Рукописи диссертации



(кадр №5) - Начало фильма, когда Триер специально снимает не в фокусе


(кадр №6) - Флэшбэк за несколько секунд до усекновения клитора


(кадр №7) - Звери преображаются и группируются


(кадр №8) - "Царство мёртвых", лежащее под Эдемом


 
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →