Был вчера в "5 звездах" на Новокузнецкой. Принимал участие в тамошнем "клубном дне", что являл собой предпремьерный показ фильма Ильи Демичева "Какраки" с последующим оного фильма обсуждением. Руководил действом Юрий Гладильщиков собственной персоной. Зал был, конечно, не битком, но человек двадцать-тридцать набралось.
Дискуссия получилась довольно оживленная, но я участия в ней практически не принимал. То ли время было позднее, и мой мозг отправился спать раньше меня, то ли просто фильм такой, но каких-то ярких эмоции и интересных идей "Какраки" на меня не навеяли. По моим ощущениям картина получилась как раки - ни рыба ни мясо.
История довольно проста. Немолодой чиновник (Михаил Ефремов) мается от повседневной рутины и пытается привнести хоть какой-то смысл в свое существование. То он неожиданно едет в бассейн, чтоб брать уроки плавания, то начинает изучать китайский язык по самоучителю, то знакомится с милой девушкой (Ольга Сун) и берет ее под свою опеку. Последнее событие становится для чиновника судьбоносным, ибо приведет его сначала в тюрьму, а затем и еще дальше.
Фильм отчетливо делится на три части. Первая из них сатирическая. В этой части речь идет о бытовании российского чиновничества, полного бессмысленных совещаний, взяточничества и застолий в ресторанах. Затем наступает вторая часть, ностальгически романтическая. Главный герой знакомится с девушкой, молодеет душой, вспоминает как когда-то писал стихи и радовался простым вещам, от которых в его теперешней жизни осталась лишь сливочная помадка. В третьей части фильма проступают драматические черты. Чиновника арестовывают, но, по его же собственным словам, он попадает лишь из одной тюрьмы в другую. Раньше его тюрьма была вольготной. Зато теперь у него появилось время перечитать Гоголя.
Режиссер даже не пробует как-то интриговать зрителя. Всё лежит на поверхности. Все смыслы проговариются открытым текстом. Демичев явно стремится вписать свой фильм в традицию русской классической литературы. По авторской задумке, "Какраки", прежде всего, должны асоциироваться с упомянутым чуть ранее Гоголем. Отсылки к "Шинели" Николай Василича рассыпаны по сюжету щедрой рукой. Взять хотя бы имена для примера: у классика был Акакий Акакиевич, у Демичева все чиновники сплошь "михалмихалычи", "андрейандреичи" и "семенсеменычи". Впрочем, Гоголь тут не единственный первоисточник. Еще есть Толстой, который Лев Николаич, и его "Живой труп". Гладильшиков абсолютно точно подметил, что "Какраки" повествуют о человеке, который умер еще при жизни.
В заключение расскажу об одной интересной новости. Юрий Гладильщиков собирается будущей весной повторить свой минифестиваль "Справочник грез". Запасайтесь терпением. Ориентировочная дата - 14 марта.
Community Info