martha_sharlay (martha_sharlay) wrote in drugoe_kino,
martha_sharlay
martha_sharlay
drugoe_kino

кунсткамера Киры Муратовой

«Два в одном» (2007).  Режиссёр Кира Муратова


Кира Муратова и вообще режиссёр слишком специфичный, чтобы нравиться каждому зрителю. И набор актёров у неё странноватый: бог знает где собрала она свою более-менее постоянную труппу, сплошь состоящую из персонажей слишком своеобразных, чтобы не запомниться уже по одному фильму. Так и переходят они из картины в картину Муратовой, потрясая зрителей раз за разом своими харАктерными ролями. Одна Литвинова чего стоит — и сколько вокруг неё противоречий: кто-то считает её выдающейся актрисой, кто-то и актрисой не считает.

«Два в одном» — фильм, безусловно, руки Муратовой. Но с другой стороны, никогда Муратова не демонстрировала неприязнь к роду человеческому так сильно, как в этом фильме, и более во второй части-новелле, созданной по сценарию Ренаты Литвиновой. Зритель Киры Муратовой привык видеть глазами режиссёра: мир людей жалких, юродивых, одиноких, не от мира сего (и вовсе не в положительном ключе), презренных, калек, преступников, жадных, не способных ни к чему, наивных и смешных (и опять не со знаком плюс) и т. д. и т. п., но никогда Муратова, на мой взгляд, не выказывала столько убожества в человеческой породе, столько низости, столько уродства. Никогда ещё человек не был столь ничтожен, а мир столь уродлив. И каждого одинокого, слепого и глухого — не жаль. И с приближением финала проникаешься отвращением всё больше, чтобы в самом конце взбунтоваться и воскликнуть: да что ж это такое! Ведь не все так отвратительны, не всё так уродливо в этом мире! Но возгласом своим мы ничего не поменяем в видении режиссёра.


Первая новелла: В день премьеры в театре обнаружен труп. На сцене в театральном костюме повесился один из актеров. Это событие становится поводом для выяснения отношений между рабочими сцены, уборщиками, осветителями, костюмерами и администраторами — у каждого своя версия происшествия. Нужно ли отмечать, что здесь нет ни единства актёрской труппы, ни достойных отдельных персонажей; что каждый говорит о своём, не слыша другого (Муратова подчёркнуто наследует чеховскому драматургическому толкованию мира людей), перебивая, возражая не по существу, что каждому в достаточной степени на другого плевать.
Труп остается лежать за занавесом. И как только занавес должен быть открыт — появляется и ещё один труп. Ни один из них не помешает премьере.

Новелла вторая:
Занавес поднимается — начинается спектакль. Канун Нового года. Стареющий ловелас (Богдан Ступка), одержимый желанием встретить «женщину своей жизни», живущий в окружении картин с изображением нагих дев и приведённый в возбуждение новой — «Обнажённой» Кустодиева. Его неюная дочь (Наталья Бузько), разумеется, не вполне в себе, поглощающая немыслимое количество конфет. Она, изведённая сексуальным желанием отца и его нытьём по поводу мечты о женщине «своей жизни», приводит домой подругу (Рената Литвинова). Андрей Андреевич, старик-извращенец, вполне рассматривающий собственную дочь как сексуальный объект для себя («Ведь я же узнал тебя уже взрослую»), его не слишком нормальная дочь Маша — Н. Бузько великолепно исполнила танец куклы и вообще играет здесь хорошо — и подруга дочери Алиса с её истерическим раздражающим смехом представляют перед зрителем абсурдистскую трагикомедию. На идиотизм, творящийся в квартире, своим, собачьим, взглядом смотрит овчарка Олик — мы не услышим, конечно, от неё никакого мнения по поводу этого Содома. Надо ли говорить, что собака здесь — единственный приятный персонаж. И девушке, гуляющей каждый вечер с пуделем, под окном старика — и он, разумеется, обращает на неё свой алчущий взор, — прохожий (и рассказчик этой пьесы) скажет: «У вас очень красивая собачка. А особенно шубка. На собачке. У вас очень красивая собачка». И такой комплимент не будет сделан ни одной девушке, оказавшейся в кадре.

Муратова беспощадна по отношению к зрителю — она устраивает ему не просто катарсис, а сажает его в кунсткамеру, где страшно даже не от тех уродств, которые наблюдаешь, а оттого, что нет никакой надежды увидеть хотя бы капельку красоты. И содрогаешься.

Понравился ли мне фильм в целом? Скорее нет. Тошно становится уже от Литвиновой, о которой хоть и говорят, что она оставила здесь свои приёмы, но всё-таки я вижу, что вряд ли её игра изменилась. Не изменился и её образ: красная помада, алый лак на коротких ногтях, волоокая и томная, активно использующая в жестах свои гибкие пальцы. Здесь она, правда, лишена всякой утончённости и всякого признака возможной дороговизны. Неприятно от гвалта на сцене в первой новелле, неприятно от типичности — от Чехова до самой Муратовой — раскручиваемой ситуации. Неприятно, в конце концов, и от беспроглядности мира — того, как видит его Муратова. Хочется веры в человечество, хочется понимать, что художник, даже вскрыв все нарывы гниющей людской души, оставляет ей шанс обновления.

И несколько кадров






Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Community