silverlove17 (silverlove17) wrote in drugoe_kino,
silverlove17
silverlove17
drugoe_kino

Categories:

"Вечное сияние чистого разума" и "День Сурка"

Эпиграф:
Сиять всегда, сиять везде, сиять и... никаких сурков! :-)
(спонтанная народная мудрость)

Люди постоянно сочиняют ответы на вечные вопросы.
Даже можно сказать настырно в них ковыряются: ищут на ответ нечто универсальное, будто такой вариант действительно возможен.
Нет, кто бы спорил - идея соблазнительная: стоит приложить мега-ответ к нужному месту, и всё вокруг заживёт, расцветёт и засияет. Особенно человечество беспокоят странности любви: хотя уж где-где, а в этой щекотливой области разброс точек зрения просто на все вкусы и фасоны :-)
Два из горячо любимых мной фильма оказались как раз о странностях и разностях любви, главная из которых: в споре голов и сердец противоположные позиции в конечном итоге парадоксально и гармонично дополняют друг друга :-)

"Вечное сияние чистого разума"
и "День сурка" - всего лишь мелодрамы да ещё и с комическо-фантастической "подстёжкой".



"Фу!" - скажут интеллектуалы: "Тоже мне - нюни-откровения о тонких материях!", - и будут правы, потому, что нет там никаких откровений :-) Но благодаря абсурдности сюжетных обстоятельств и актёрскому составу обеих картин, обычные истории отношений превратились в нечто неподражаемое.

В фильме "Вечное сияние чистого разума" пара влюблённых - Джоэл (Джим Керри) и Клементина (Кейт Уинслет) устают от дурацких противоречий и собственных "разностей", а потому разбегаются в разные стороны (какая наивность - считать, будто это что-то меняет по существу вопроса!). На протяжении двух лет после расставания оба не могут справиться с фантомными болями: тоска друг по другу, досада, бесконечные переосмысления - неизбежные преследователи однолюбов и других препараторов собственных чувств. В конце-концов терпению обоих страдальцев приходит полный и окончательный "ёк", а в дополнение к "ёк"-у синхронное открытие: "Боже, я ведь без него (без неё) не могу!!!".
Но, как и полагается истинным противоположностям, несчастные влюблённые устремляются к разным полюсам: он решился вернуть любимую женщину и начать всё сначала; она - стереть к чёртовой бабушке воспоминания о мужчине своей жизни и мечты, если уж им не суждено состариться вместе и умереть в один день. Сказано-сделано: благодаря новой технологии прополки мозгов - Щёлк! - и однажды утром Клементина просыпается "чистым листом".
Бедняга-Джоэл с ужасом обнаруживает: река, в которую он рвался войти снова, кординально переменила русло. Ему остаётся лишь последовать примеру любимой и тоже отредактировать свою память - чем он в самом деле хуже? Вот, была Клементина - и нету!
Но не так всё просто.
Конечно, чудо-профессор со своей чудо-технологией дарит иллюзию свободы от лишних воспоминаний, но в истинное человеческое нутро наука (Слава Богу!) проникать пока не научилась. А это значит, что все душевные склонности, все алгоритмы взаимного притяжения остаются при нас в полном комплекте, вот какая штука...



И вот, по ходу фильма выясняется, что вообще мало кому можно помочь вылечить сердце стиранием любовной памяти. . Добровольно отказавшиеся от важной, и, возможно, лучшей части своей жизни, так или иначе всё равно входят в одни и те же реки, просто берега им кажутся смутно знакомыми, а чувства мучительно возвращаются к недопережитому и недорешённому
Получается, что эпическая для данного фильма цитата Ницше: "Блаженны забывающие, ибо они не помнят своих ошибок" - всего лишь спасительная соломинка. Только знали бы герои, какие рискованные ловушки прикрывает эта соломка!
Не знаю, поймёте ли вы меня правильно, но так и хочется воскликнуть в этой связи: "Деточка, все мы немного... книги". Именно книги, вписанное в которые ни фига потом не вырубишь самым острым топором. Жизнь, оторванная от контекста, как разорванная напополам книга: человек не в состоянии связать сюжетные нити собственной жизни, так как сам лишает себя "завязки" повествования...

Фил - главный герой "Дня Сурка" в исполнении Билла Мюррея - персонаж совершенно иного склада.
Очаровательный мерзопакостник, циник и бабник до поры - до времени и мысли не допускает о своей истинной "книжной" сущности. Его жизнь - газетные листки, актуальные лишь на текущий вечер, а завтра (когда пробежал глазами по колонке новостей и лениво расщёлкал кроссворд) их можно без сожаления пустить на оклейку стен или на производство новых газет-однодневок... Именно за эту короткую память мироздание и наказывает Фила нескончаемой "работой над ошибками". Застряв в единственном далеко не самом приятном дне своей жизни, циник и негодник потихоньку перерождается в трепетного романтичного влюблённого. Или даже не перерождается, а сам с удивлением обнаруживает свою "многостраничность"?
Кстати, в отличие от героев "Вечного сияния", Фил-Мюррей как раз единственный, кто помнит свой опыт - сын ошибок трудных, и именно эта память даёт ему возможность вырваться из заколдованного круга. Плюс ко всему, безнадёжно любимая женщина даёт герою фору для самосовершенствования, забывая его ежедневные проколы и ошибки.
Не правда ли, забавно? :-)


Финалы обоих фильмов трогательны, назидательны и совершенно не так просты, как кажется на первый взгляд.
Смотрите: герои отправляются в путь с разным багажом, плутают и спотыкаются об абсолютно разные препятствия, но при этом умудряются получить от судьбы один и тот же выигрыш. И всё потому, что они не столько меняют, сколько окончательно понимают самих себя, вот это и есть настоящее счастье.

Получается, что опять остались мы без судьбоносных выводов на будущее (растерянно развожу руками :-).
Хочешь добавить новые главы к своей жизни - либо делай сложносочинённые выводы и работай над собой. Либо, напротив, забей на чужие философские изыскания и не лезь против собственной природы. Жизнь полна простых решений, которые у всех на виду хранятся в открытых ларчиках дедушки Крылова. Надо просто не бояться их принимать.

P.S. Неожиданно для меня Джим Керри оказался способен на хорошие лирические роли.
Кейт Уинслет и Мюррей - выше всяких похвал - об этом лишний раз и говорить бессмысленно :-)

И, кстати, даже безо всяких переосмыслений "вокруг до около" фильмы откровенно хорошие: посмотрите, кто ещё не успел, не пожалеете :-)
Subscribe

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. IN SILICO - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНКУРС

    Одна из любимых программ фестиваля в этот раз, увы, не произвела на меня ожидаемого впечатления. Причин тому масса, в том числе и чисто технических.…

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. СКАФАНДР ИЛИ БАБОЧКА?

    Чем особенно хорош кинофестиваль Message2Man, это столкновением игрового кино с документальным. Причём, как мне кажется, раз за разом игровое кино…

  • Отец

    Как-то я в этом году и не собирался смотреть оскаровские фильмы... После всей этой политизированной вакханалии вокруг конкурса, напоминающей…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. IN SILICO - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНКУРС

    Одна из любимых программ фестиваля в этот раз, увы, не произвела на меня ожидаемого впечатления. Причин тому масса, в том числе и чисто технических.…

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. СКАФАНДР ИЛИ БАБОЧКА?

    Чем особенно хорош кинофестиваль Message2Man, это столкновением игрового кино с документальным. Причём, как мне кажется, раз за разом игровое кино…

  • Отец

    Как-то я в этом году и не собирался смотреть оскаровские фильмы... После всей этой политизированной вакханалии вокруг конкурса, напоминающей…