Фильм «Бесславные ублюдки» снят в привычных тарантиновских тонах – тут и пародии на кинематограф прошлого века, и стилизации, и свобода самовыражения, и юмор, и легкомысленные завораживающие диалоги. Все оставляющие формулы успеха Тарантино на месте – то, что когда-то сделало его культовым режиссером. Однако один и тот же рецепт, примененный многократно, не срабатывает.
Правда, Тарантино и не пытается дублировать свои фильмы, чем дальше, тем больше режиссерской свободы (на самом деле мнимой, потому что его новаторские приемы стары как сам кинематограф) он себе позволяет. Но стирание границ и пренебрежение правилами не создают новые границы и каноны кино, а приводят к хаосу. Тарантино экспериментатор – он проверяет, как близко можно подойти к краю пропасти, за которой уже начинается эклектика и потеря стиля. Последний его эксперимент, едва намеченный в «Убить Билла», четче видимый в «Доказательстве смерти» и уже совершенно явно присутствующий в «Бесславных ублюдках» – провокация зрительского идиотизма. В некотором смысле он использует метод Дали: что будет, думает он, если я выйду на сцену, нагажу на пол и уйду? И он не ошибается в своем расчете, будет вот что – большинство зрителей поднимутся с мест и закричат с овациями: «Браво! Старый добрый Тарантино! Гениально!»
Конечно, в ряде эпизодов Тарантино остается верен традиции. Как всегда, замечательно долгие, и тем не менее нисколько не скучные диалоги, удивительные актерские находки, тонкие остроумные стилизации присутствуют в «Ублюдках».
Фильм начинается с прекрасной сцены, отсылающей к «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. Полковник СС Ганс Ланда по прозвищу «Охотник на евреев» (Кристоф Вальц) приходит в дом французского фермера с целью найти семью укрывающихся евреев. Обаятельный и эрудированный человек, Ланда ведет легкую светскую беседу с огромным неуклюжим французом, обсуждает с ним философские основания преследования евреев, обнаруживает последних и всех солдат, убивает. За исключением юной Шосанны, которой он великодушно позволяет сбежать, с улыбкой прокричав ей вслед: «Аревуар, Шосанна!» Первая сюжетная линия связана как раз с судьбой Шосанны, ставшей впоследствии директором кинотеатра. Вторая сюжетна линия касается непосредственно бесславных ублюдков – Брэда Питта и команды отчаянных евреев под его руководством. Герой Питта – лейтенант Альдо Рейне, по кличке апачи. Его евреи-головорезы действуют на оккупированной нацистами территории, устраивают засады, снимают с врагов скальпы и вырезают на лбах отпущенных свастики. Боец по прозвищу «Жид-медведь» снится в кошмарах немецким солдатам. Его оружие – бейсбольная бита. Отряду Альдо Рейне предоставляется возможность осуществить покушение на жизнь Гитлера (опереточного, гротескного персонажа), в том самом кинотеатре, директором которого стала Шосанна. Гитлер и все высшее руководство рейха должны придти на просмотр фильма о героическом рядовом Цоллере, в одиночку убившем триста американских солдат. Любопытно, что этот самый Цоллер, галантный интеллигентный германский юноша, влюбляется в еврейку Шосанну, в то время как она любит чернокожего киномеханика.
Роль Брэда Питта не ключевая, вероятно, его место мог занять любой другой актер без ущерба для фильма. Его игра сводится к скупым мужским улыбкам, выпячиванию челюсти и произнесению крепких словечек. Центральный актер проекта – безусловно Кристоф Вальц, блестящая находка Тарантино, эпизоды с его участием – одни их наиболее удачных.
Community Info