Иван Гобзев (gobzev) wrote in drugoe_kino,
Иван Гобзев
gobzev
drugoe_kino

Category:

Бесславные ублюдки

Фильм «Бесславные ублюдки» снят в привычных тарантиновских тонах – тут и пародии на кинематограф прошлого века, и стилизации, и свобода самовыражения, и юмор, и легкомысленные завораживающие диалоги. Все оставляющие формулы успеха Тарантино на месте – то, что когда-то сделало его культовым режиссером. Однако один и тот же рецепт, примененный многократно, не срабатывает.

Правда, Тарантино и не пытается дублировать свои фильмы, чем дальше, тем больше режиссерской свободы (на самом деле мнимой, потому что его новаторские приемы стары как сам кинематограф) он себе позволяет. Но стирание границ и пренебрежение правилами не создают новые границы и каноны кино, а приводят к хаосу. Тарантино экспериментатор – он проверяет, как близко можно подойти к краю пропасти, за которой уже начинается эклектика и потеря стиля. Последний его эксперимент, едва намеченный в «Убить Билла», четче видимый в «Доказательстве смерти» и уже совершенно явно присутствующий в «Бесславных ублюдках» – провокация зрительского идиотизма. В некотором смысле он использует метод Дали: что будет, думает он, если я выйду на сцену, нагажу на пол и уйду? И он не ошибается в своем расчете, будет вот что – большинство зрителей поднимутся с мест и закричат с овациями: «Браво! Старый добрый Тарантино! Гениально!»

            Конечно, в ряде эпизодов Тарантино остается верен традиции. Как всегда, замечательно долгие, и тем не менее нисколько не скучные диалоги, удивительные актерские находки, тонкие остроумные стилизации присутствуют в «Ублюдках».

            Фильм начинается с прекрасной сцены, отсылающей к «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне. Полковник СС Ганс Ланда по прозвищу «Охотник на евреев» (Кристоф Вальц) приходит в дом французского фермера с целью найти семью укрывающихся евреев. Обаятельный и эрудированный человек, Ланда ведет легкую светскую беседу с огромным неуклюжим французом, обсуждает с ним философские основания преследования евреев, обнаруживает последних и всех солдат, убивает. За исключением юной Шосанны, которой он великодушно позволяет сбежать, с улыбкой прокричав ей вслед: «Аревуар, Шосанна!» Первая сюжетная линия связана как раз с судьбой Шосанны, ставшей впоследствии директором кинотеатра. Вторая сюжетна линия касается непосредственно бесславных ублюдков – Брэда Питта и команды отчаянных евреев под его руководством. Герой Питта – лейтенант Альдо Рейне, по кличке апачи. Его евреи-головорезы действуют на оккупированной нацистами территории, устраивают засады, снимают с врагов скальпы и вырезают на лбах отпущенных свастики. Боец по прозвищу «Жид-медведь» снится в кошмарах немецким солдатам. Его оружие – бейсбольная бита. Отряду Альдо Рейне предоставляется возможность осуществить покушение на жизнь Гитлера (опереточного, гротескного  персонажа), в том самом кинотеатре, директором которого стала Шосанна. Гитлер и все высшее руководство рейха должны придти на просмотр фильма о героическом рядовом Цоллере, в одиночку убившем триста американских солдат. Любопытно, что этот самый Цоллер, галантный интеллигентный германский юноша, влюбляется в еврейку Шосанну, в то время как она любит чернокожего киномеханика.

            Роль Брэда Питта не ключевая, вероятно, его место мог занять любой другой актер без ущерба для фильма. Его игра сводится к скупым мужским улыбкам, выпячиванию челюсти и произнесению крепких словечек. Центральный актер проекта – безусловно Кристоф Вальц, блестящая находка Тарантино, эпизоды с его участием – одни их наиболее удачных.

При названных плюсах фильм очевидно затянут и местами откровенно скучен. Бесшабашность Тарантино не отдает новизной – приемы выхода за рамки повествования, например, возникающие кривые подписи со стрелками над головами персонажей, типа «Это Гиммлер», банальны и пошлы, они разрушают и так хрупкую атмосферу фильма, тем самым лишая его стиля. Тарантино устроил провокацию – зрители думают, что они пришли смотреть его фильм и смеяться над ним, а на самом деле это он пришел над ними смеяться. Сцена с запертым горящим кинотеатром, зрителей которого обстреливают автоматными очередями, подтверждает эту мысль. Одураченные зрители аплодируют тому, кто их дурачит.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments