yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote in drugoe_kino,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov
drugoe_kino

Categories:

Antichrist (2009)

Новый фильм ещё раз напоминает, что Ларс фон Триер новообращённый католик и это в значительной мере определяет его творчество.



Фон Триер принял католичество в 1995 году, после того как узнал от умирающей матери, что его настоящий отец происходит из известной католической семьи потомственных музыкантов. Мать вроде как хотела, чтобы в её сыне были "артистические гены", и именно поэтому родила его от этого человека, бывшего в то время её боссом. И хотя 90-летний Fritz Michael Hartmann отказался общаться со своим биологическим сыном, это повлияло на выбор веры режссёра.Прокатолическая направленность видна уже по картине "Рассекая волны" (1996), где главная героиня противопоставляется мрачнейшей протестантской общине (показанной скорее карикатурно) и в конечном итоге приравнивается к католической святой (блаженной) - по смерти в её честь на Небесах звонят колокола. То же можно сказать и о "Догвилле" (2003), целиком посвящённом уничтожающей критике протестантсткого мира (деревенька с пустой церковью, без священника, является его символом). На этот раз Триер сосредоточился на католическом понимании женской природы.

Фильм снят на высочайшем уровне, и посвящение Тарковскому полностью оправдывает себя - отдельные моменты действительно очень его напоминают. И в целом, с точки зрения отдельных выразительных элементов, картина очень сильная. Но вот то, на что потрачены выразительные средства, включая жестокий натурализм - вызывает желание пожать плечами.

Нет, и тут Триер удивляет, его идея довольно неожиданна. По сути, он оправдывает средневековую "охоту на ведьм". В центре его критики "гуманистическая психология" как некий символ современного "гуманизма" вообще. "Со стихиями ада нельзя бороться либеральными увещеваниями и психологическими играми". С этим можно спорить, но слышать такое от модного режиссёра, лидера современного искусства - никак не ожидаешь.

Однако и неожиданность высказанной идеи не делает её достаточно сильной. Даже экстремально жестокие и натуралистичные сцены не особенно задевают и не отпечатываются в сознании. То ли мы уже привыкли к этому, насмотревшись, к примеру, корейских фильмов. То ли, как ни крути, идея слабовата. У тех же корейцев всё выглядело значительно органичнее и оттого убедительнее. Там жестокость отдельных сцен вписывалась в жестокость истории. А тут всё - просто одна жестокая сцена. Она никак не тянет на обобщение, и даже нарочитая подсказка в финале не помогает делу. Общее впечатление можно выразить словами Толстого, сказанными по поводу "Красного смеха" Леонида Андреева, где тот расписывал ужасы русско-японской войны: "Он пугает, а мне не страшно".

Хотя, судя по тому, в какой тишине шёл просмотр, такие фильмы могут быть полезны. Возможно, только так теперь и можно расшевелить или, наоборот, "зафиксировать" зрителя. Если только зритель не увидит в этом лишь метку вседозволенности - "вот что позволяют себе теперь обожравшиеся творцы". Потому с выбором целей и средств следует быть очень внимательным.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments