? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Сказка про темноту" Николая Хомерики
vassilekk wrote in drugoe_kino


В день выхода фильма Николая Хомерики "Сказка про темноту" хочу поделиться своим мнением о картине, которую мне повезло посмотреть чуть раньше, когда она участвовала в конкурсной программе "Особый взгляд" 62-го Каннского кинофестиваля.

«Сказка про темноту» безусловно, точный образец новейшей волны российского кинематографа – здесь и повествование о прозябающей обшарпанной провинции, о моральной промозглости и монотонности жизни, здесь и социальная и экзистенциальная драма главной героини.

Однако несмотря на точные географические координаты, пароли и явки, отчетливо понимаешь, что Хомерики удалось добиться полной универсальности сюжета. Будь-то удаленная деревня где-нибудь в Ирландии или восточный край России во Владивостоке – события могли разворачиваться в равной степени везде. Точно также, героиня Алисы Хазановой Геля могла быть вовсе и не сотрудником детской комнаты милиции, а, могла быть, скажем, медсестрой, буфетчицей или школьной учительницей. Все эти детали – профессии, города и страны – их можно облечь в любую форму, но содержание и режиссерский посыл останутся такими, какими их и задумал Хомерики. Суровая драма о беспросветном одиночестве, об отчаянно одинокой молодой и привлекательной женщине, которая пытается написать жизненным почерком финал своей сказки про темноту, найти, наконец, свет в конце туннеля. И вроде бы кажущиеся всполохи света дарят надежду, но финальная фраза фильма оказывается слишком беспощадной точкой, обнажающий, пожалуй, главную авторскую мысль.

Надо отдать должное - Хомерики прекрасно удалась работа с актерами. Очень правдиво и документально выглядит персонаж Бориса Каморзина. Вероятно, именно за эту правдивость и документальность жюри XX-го фестиваля "Кинотавр" присудило актеру приз "За лучшую мужскую роль".

А в образе милиционерша Геля Алисы Хазанова продемонстрировала свой большой актерский потенциал. Хазанова, профессиональная балерина, в одной из сцен,  когда ее героиня Геля, отчаявшись найти партнера по танцам, вынужденно танцует одна со своим отражением в зеркале, мастерски входить в роль и изображает человека, который только учится танцевать. Движения Гели у зеркала неловкие, неуклюжие, неуверенные - словно Хазановой неведомы многолетние ежедневные репетиции, хореографические этюды и пр.

Искренне советую посмотреть "Сказку про темноту". Фильм Хомерики стимулирует к внутреннему монологу с самим собо, что, мне кажется, бывает очень ценным.


 



promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
эх, надо смотреть. каждый раз надеешься, что именно с этого фильма начнется новый взлет российского кины)

нет, новый взлет начнется явно не с этого.
это же скорее конвульсии прошлого века.

вот увы и я на это каждый раз натыкаюсь(

1. абсолютно не образец "новейшей волны". фильм опаздал лет на 10. Вся эта прозябающая провинция на экране удивит разве что иностранца. Российский зритель эту тему проглотил, пережевал, переварил и забыл давно.
2. Фильм мотивирует не к внутреннему монологу, а мотивирует идти поступать во ВИГК, учиться профессии и показать всем вам КАК же всё-таки надо кино делать хаха.

согласна с каждым словом :)
И отчетливо еще Юрьев день как параллель всплывает. Замечательное новшиство: создаем для зрителя ванночку из отбросов (не находим, а именно создаем. самые сочные отбросы сегодня и только для вас!), сажаем туда зрителя и пусть он там барахтается по горло в этих отбросах всю "картину". И окруженный эти "г" зритель, по замуслу авторов, должен проникнуться картиной одиночества. Не верю! Ложь и лицемерное подливание свежи красок в виде тухличка.

по поводу Вашего замечания об опоздании: десять лет назад такое кино никто бы не понял. и проблема не скудности ума, а в том, что отчаянность героини слишком современная что ли. в 1999 году подобные настроения лечились в кино психоаналитиками и алкоголизмом - а тут - ни того, ни другого. не надо обвинять автора в том, что он снял кино с опозданием в 10 лет - вы не царь и не бог (я даже думаю, простите, что и не искусствовед и не культуролог), чтобы определять актуальность. российский зритель в этой провинции живет и даже выживает, а вы говорите - проглотил и переварил. Вы изначально неправы - такие люди из провинции, как в "сказки" с радостью бы забыли о своей действительности, да не получается у них.

на мой взгляд, кино получилось крайне правильное и современное. тут и вам лексика, и новый типаж героини-балерины, лишенной не только партнера, но и изящной "балетности", и даже отголосок бардовской пьянки из кинофильма "москва слезам не верит". только у режиссера Меньшова героине все было хорошо и понятно, то тут - младшему лейтенанту Ангелине и не хорошо и не понятно, что она тут делает.

По описанию - ключевое слово прозябающая, обшарпанная провинция. героиня олицетворение чего-то такого праведного.
Вы правда считаете, что детская комната милиции может быть заменена на ирландскую школу. а как же внимание на фестивалях? кто же тогда фильм то смтореть будет? думаю не стоит этот фильм смотреть. слишком фестивальностью от него прет. заебало это очень. не честно как-то.
очередная история про Царствие вечно зеленых огурцов и непуганых дураков.



да, в смысле универсальности сюжета и замены формы (потому что, в все же полагаю, что детская комната милиции - это форма), может подойти и ирландская школа. Я ни в коем случае не говорю, что если бы Хомерики снял историю про одинокую женщину в забытой ирландской деревне, то они имел бы больший (или меньший) успех. Просто мне кажется что вот такую пронзительную историю про одиночество можно и в другую форму облечь.
А по поводу нечестности я не совсем с Вами согласна? А в чем нечестность? И какое тогда, по Вашему мнению, честное кино?

Честное кино, что же такое честное кино.
Думаю, что это когда продюсер и режиссер по-честному решают, что этим фильмом они ставят своей целью срубить как можно больше денег с проката в кинотеатрах. Это когда большой красочный сюжет и много нулей в бюджете. Тут все честно. Хороший аттракцион и большая прибыль с него.
С другой стороны, честно, когда режиссеры снимают кино с маленьким бюджетом, но при этом, не используют библейских сюжетов и неких сверхидей о муках праведников на Руси.
Хотелось бы, чтобы режиссеры все же угомонились импортировать эту священную корову доенную русскую общенациональную историю, о провинции, грязи, бездорожье, одиночестве, алкоголизме, безработице, несостоятельности гражданского общества и.т.д.
Так как все их работы фальшивочкой отдают уже изнутри. При этом я отдаю должное неигровому кино, которое грамотно освещает эти проблемы.
Только прошу, поймите правильно, я не за псевдо пропагандистский кинематограф. Я за откровенный диалог между художником (режиссером) и зрителем.
А в нашем случае получается, что экспортное кино к своему зрителю жопой повернуто, к экспортному лицом. Невинным таким лицом, неумытым, воды то ведь в кранах у нас нет, а электричества отродясь и не было.
Надеюсь, вы поймете, что не конкретно этот фильм такой, а сам жанр, вернее кризис этого жанра и заведомая фальшивка.

(Deleted comment)
Брат и Брат 2. Просто догматы честного малобюджетного кино

Да нууу, заунывно вещающий на всю страну Данила: "Сила в правде". Не катит, имхо.

(Deleted comment)
Действительно, не катит. Вы же, как и автор сего поста всего лишь обыватель.

(Deleted comment)
спасибо)
не хочется превращать не самый глупый и далеко не в самый бессодержательный разговор в ругань) а если Вы не обыватель, то кто?
вот буквально вчера мне на улице попался очередной городской сумасшедший, который представился "представителем Бога на земле".

(Deleted comment)
буээ, как банально вы ругаетесь.

к примеру фильмы Соловьева, Муратовой. примеров много.
зачем вообще приводить примеры. каждый развлекается как ему нравится. мне ближе кинематограф СССР, голливуд 50-х. другому что-то еще.
дело не в этом. дело в подходе самого режиссера.

скажите, а вот, к примеру, фильм Попогребского "Простые вещи", по Вашей теории, честное кино или нет?

) - это улыбка, говорящая "да"?))

Сказка про темноту

Бурное обсуждение на тему "честное"-"нечестное" живо напоминает советские времена. О какой честности вы говорите? Художник всегда честен. По определению. Даже если просто развлекает - у него нет цели вас надинамить. Быть художником в России - не самое прибыльное дело, и подозревать его в нечестном бизнесе :-) просто смешно.
Теперь собственно о фильме. Замечательное кино. Прежде всего. видимо, надо говорить о сценарии Александра Родионова. Думается никто из наших сценаристов не оказывал еще такого мощного воздействия на режиссеров. "Все умрут, а я останусь" и "Сказка о темноте" как будто поставлены одним и тем же человеком. Такое даже Володину не удавалось. Но если фильм Германики шокирует, и даже кажется, что это шок ради шока, то "Сказка" как бы многое объясняет. Это фильм о нежности - ее настолько НЕТ в кадре, что абсолютная ее реальность и необходимость становятся совершенно очевидными. Это как тоска по Богу. Которого тоже никто не видел :-) Говорят в богословии есть метод, который называется апофатическим. Это когда последовательно отрицается присутствие Бога в любом из приходящих на ум явлений и тем самым обосновывается его несомненное существование и величие :-) Да и само название... Это просто сказка. Сказка про темноту. Специально для тех, кто что-то понимает о свете :-)

Re: Сказка про темноту

Очень интересно про богословскую теорию написали, спасибо!
И ведь, правда, как Вы точно подметили по поводу тотального отсутствия нежности. ни в одном кадре, ни в одной фразе!
И вот, скажем, в эпизоде, когда Геля едет в автобусе с маленьким мальчиком, вроде бы кажется, ну вот, слава Богу, есть же дети, вот где нежность и ласка. Но и здесь ее нет, и в ответ на свои в общем-то, слабые, но искренние, потуги выразить нежность, Геля получает гору шепелявого мата! И кажущиеся всполохи света мгновенно исчезают, снова мрак.

Re: Сказка про темноту

Я рад, что мы совпадаем в оценках :-)

Re: Сказка про темноту

"живо напоминает советские времена". вот, как раз-таки, чего нам и не хватает сегодня, так это хорошей критики. и цензуры, да, именно. я не оговорился. в СССР снимались великие фильмы, в которых актеры играли мастерски. а сейчас, что? извините, я на игру актеров смотреть не могу. сплошная посредственность и халтура. они, даже выглядят "никак". тоже могу сказать и о кино композиторах. Есть исключения, но к сожалению слишком мало и они опять-таки актеров старой школы.

Re: Сказка про темноту

(Anonymous)
Кошмар какой :-) Мне показалоь, вы достаточно молодой человек, а вы про "хорошую критику и цензуру" :-). Эти вещи хорошими не бывают по определению, а уж советские то были однозначно удушающими и тошнотворными. И уж никак не следует из этого отвратительного явления существование в СССР действительно замечательных актеров и композиторов. Если следовать вашей логике, то и расцвету русского рока 70-80х мы обязаны направляющему воздействию КПСС и не помню кого лично.

Как раз сегодня на этот фильм ходила в кино. Досидела до середины, плюнула и вышла из зала

Отлично написали!
Мне нравятся его 977. Моё кино.

Ув. посетители,сегодня в инете случайно нашел этот классный сайт,подскажите пожалуйста где можно посмотреть эти фильмы,спасибо.

надо бы посмотреть, только непонятно где)

  • 1