Мордыхай Квасцов (cinemafeel) wrote in drugoe_kino,
Мордыхай Квасцов
cinemafeel
drugoe_kino

PINK FLAMINGOS (1972)

John Waters. USA. 1972. В ролях: Divine/, Paul Swift/, Cookie Mueller/, Channing Wilroy/, Danny Mills/, Edith Massey/, Mary Vivian Pearce/, David Lochary/, Mink Stole и др.

Самый извесный и самый скандальный фильм культового американского режиссера Джона Уотерса (автора весьма мной любимого «Плаксы») от кинокритиков получил определение «упражнение в дурном вкусе». Определение довольно меткое, однако, стоит упомянуть и высказывание самого Уотерса о своем творении: 

«Я горжусь тем, что моя работа ни в чем не потакает зрителю. Но всегда следует помнить, что дурной вкус бывает как хорошим, так и плохим». 

Мэтр, очевидно, прозрачно намекал, что его фильм, сделан именно в «хорошем дурном вкусе». Возьму на себя смелость с ним согласиться. 
 
Картина представляет собой не обремененную смыслом, лишенную эстетического позитива демонстрацию всевозможных пакостей, извращений и психических отклонений всех без исключения персонажей, главный из которых – легендарный трансвестит Дивайн в роли самого себя: омерзительной наружности, похожий на размалеванный гибрид ирокеза со свиньей. Другие герои тоже не краше, особенно матушка Дивайна – имбецильное, оплывшее жиром существо, сидящее в детском манеже и целыми днями пожирающее яйца, предварительно давая им (яйцам) имена и разыгрывая сценки из репертуара кукольного театра для даунов. Есть еще сын Дивайна и его подруга – эти на вид на людей смахивают больше, но маргинальность их поступков сродни страшилкам про «маленького мальчика». 

Не уступают им в колоритности и их враги, мечтающие из зависти к порочной славе Дивайна угробить всю честную компанию - свихнувшиеся супруги, разодетые в диковатого вида пестрые одежки и промышляющие продажей младенцев лесбийским парам. Младенцев они получают почти инкубаторским способом: похищают на улицах молодых бесхозных девиц и сажают их на цепь в грязный, сырой подвал, где их потом насилует ихний слуга-дебил, исполняющий функцию искусственного оплодотворителя. Когда приходит срок, новорожденных забирают, а рожениц оставляют в подвале, пока те не сдохнут. И дальше все происходит в том же духе: инцест, каннибализм, фетишизм, онанизм, эксгибиционизм, вуайеризм, коитус с участием обезглавленных куриных трупов, копрофагия и еще куча подобных милых забав – невообразимо тошнотворный компот из всевозможных первертивных паскудств, заставляющий предположить, что у режиссера не все в порядке с головой. К тому же снято все это безобразное действо в нарочито небрежной, полулюбительской манере, словно безбашенный капустник для домашнего употребления.  

Но фокус заключается в том, что актеры проделывают все эти мерзости так легко, непринужденно и совершенно не комплексуя, что в глазах непредвзятого зрителя показ этих извращенных проявлений темных недр человеческой натуры выглядит по большей части комично, чем отвратительно, и вызовет скорее приступ смеха, чем рвотно-блевотный позыв. Ведь «чернуху», чаще всего, изображают с целью завоевать популярность посредством безыскусного эпатажа, что, в общем, сродни «черному» PR. Здесь же, девиации являются основной составляющей авторской эстетики. Они самодостаточны и не нуждаются в моральных и этических оценках. Персонажи извращаются вдохновенно и с видимым удовольствием, нимало не заботясь о нравственно-эстетических критериях публики, и, поэтому, не оставляют липкого, отталкивающе-притягательного впечатления с примесью чувства вины.

Однако у некоторых индивидуумов фильм может вызвать резко отрицательный эффект, граничащий с состоянием культурного шока. Причем это может быть не только обычный, усредненный гражданин, с утилитарным чувством прекрасного, но и человек творческий, обладающий более развитым перцептивным аппаратом. Так, например, Андрей Михалков-Кончаловский после просмотра «…фламинго» пережил острый приступ ненависти к хулиганствующему коллеге. По его словам, автора картины ему захотелось убить. Вот так вот, без суда и следствия, взять и расстрелять. Надо полагать, знаменитого режиссера, как художника, возмутило, прежде всего, «отсутствие вкуса» и пренебрежение каким бы то ни было эстетическим императивом, а не попрание традиционных морально-этических норм. Правда потом он поостыл, разобрался что к чему, и отдал должное Уотерсу за художественную смелость и независимость, способность за гроши сделать суперскандальную картину, к характеристикам которой можно прилепить с десяток приставок «анти-», но которая, тем не менее, выдержала проверку временем и обрела культовый статус. 

На лицензионном DVD имеется дополнение, где сам режиссер, иронизируя над вполне предсказуемым возмущением морально озабоченной общественности, поясняет:

«В фильме есть эпизод, где убивают цыпленка. Я ем курятину и, насколько мне известно, цыпленок, который лежит на моей тарелке, умер вовсе не от сердечного приступа. Мы же сделали мир гуманнее – сначала показали цыпленка в кадре, а потом уже отрубили ему голову: по крайней мере, здесь есть момент славы». 
 
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments