Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Categories:

"Я" Игоря Волошина

Вчера посмотрели фильм Игоря Волошина "Я" и посмотрели на него самого. Сильное впечатление. От автора, пожалуй, даже сильнее. Собственно, сила впечатлений пропорциональна нарушению привычных ожиданий – о том, каким ты готов увидеть современное независимое российское кино и его автора.
Так вот, и Волошин, и его "Я" не такие. Кино – не так стопроцентно расходится с ожиданием, потому что про наркоманов и дурку. Как бы – очень вписывается в схему. Но, посмотрев этот фильм, думаешь так: "А, может быть, это не схема? Может быть, это реально пацаны, которые теперь снимают об этом кино, все через это прошли?" Прошли – или должны были пройти, согласно времени и месту рождения и произрастания. Умные концептуальные мальчики современного кино об этом знают, что это – тема, и работают с этой темой, насколько им позволяет профессионализм.


Волошин действительно через это прошел, поэтому его фильм – не анализ, не приговор, не метафора – а выплеск впечатлений, помноженный, безусловно, на жизненную позицию повзрослевшего автора. В результате получилась не чернуха, не загруз, не апология наркоты, а – яркая этнографическая зарисовска: молодость и наркотики. Глазами одного из молодых. Не рядового, а того – единственного из тусовки, которому удалось соскочить.
В фильме "Я" нет нравоучений, что наркотики – это плохо. Даже показано, что это – радость и счастье. То есть для мальчишек и девчонок севастопольских конца 80-х наркотики – прямо-таки дед-морозовский волшебный мешок с гостинцами. И их детская простодушная радость щенячья, светящиеся восторгом лица – просто поющие под дождем! – очень сильная вещь. И еще более сильная – их Дед Мороз, романтический бандит старого, дореформенного, образца – Румын. Это уже настоящее открытие.
Вообще, в фильме очень хорошие молодые актеры очень хорошо играют, и их много. Смольянинов, Акиньшина, чудесная Маша Шалаева, да и остальные не такие известные ребятки – все настоящие и органичные, заставляющие верить им, а не краснеть за то, как неловко они притворяются. Но самое неожиданное в фильме – явление Алексея Горбунова в роли Румына. Это просто фейерверк! Том Круз в «Магнолии»! Харизматично-прекрасный, при этом абсолютно неоднозначный демон-искуситель, рассыпающий наркотики, как из рога изобилия и приучающий малолеток к воровским понятиям и уголовному кодексу чести. Воплощенная стихия!
Плюс – музыка. Танцевальные шлягеры 80-х, без которых не обходилась ни одна дискотека, в хорошем звуке, с поставленными проходами и выходами – абсолютно уместны здесь и заставляют не обвинять автора в клиповом мышлении, а восхищаться тем, как он рубит фишку: клиповость должна быть в арсенале у современно видящего человека. То есть – это часть нашего сегодняшнего зрения. Так вот, Горбунов, да! Не ожидала от него, открылся совершенно по-другому.
Это мы все о хорошем. Есть и разное: фильму не хватает драматургии. Сюжета, характеров, развития, истории героев, причин, приведших к следствиям – ну да, это правда. Но смотреть фильм "Я" все равно интересно: главным средством воздействия на зрителя, которым обычно является интрига – то, что заставляет зрителя внимательно следить за действием дальше – в фильме "Я" стала сама картинка. Редкое явление в современном кино, особенно в авторском, где заторможенность и тягучесть, равно как и серость и пыльность стали как бы марками принадлежности к классу "авторское". Типа, авторское не должно быть ярким и динамичным. Это вы уж на потребу, батенька, а нам нужно отсеять стоиков, которые не заснут, не смотря ни на что, даже если не на чем будет глаз остановить. Волошин не таков. Он очень красиво строит кадр и быстро предлагает вашему вниманию следующий – но не настолько быстро, чтобы уж было не уследить. В глазах не рябит. Да, вроде бы как хочется сказать: профессионально выстроенный сценарий фильму бы не повредил. А вдруг повредил бы? Потому, что главное, что мы имеем здесь – это яркий, спонтанный выплеск. О поколении, "о времени и о себе". О том, как просто обмануться – практически, невозможно не обмануться, когда перед тобой – такие фантики! И все послания Волошина прочитываются без труда – и горечь, и любовь, и предостережение. И – не побоюсь этого слова – а как его еще назвать, о ужас! – гуманистический пафос, не допускающий разных толкований о том, что такое хорошо, что такое плохо: наркотики – плохо. И он, автор, не стесняется цитировать Библию и возвращаться к Законам и Апостолам, не боясь упреков в заигрывании с модной нынче РПЦ. И так же, как я верю ему, что дурка и наркотики в фильме – его, так же я верю, что и вера – тоже его, не придуманная. И богоискательство – может быть, как раз то, что этого – конкретного – мальчика и спасло.
Мы все после фильма спрашивали у него: а как же ты уцелел? Он не ответил вот так, но фильм его, может быть, вот так и отвечает. Бог уберег – как же в него не верить? Вообще, мне кажется, всегда можно достаточно точно определить – о Боге человек всерьез, или прикидывается из конъюнктурных – тех или иных – соображений. И если всерьез вот так о Боге говорят серьезные люди, кое-чего в жизни повидавшие и пережившие, то, может быть, другим, не испытавшим и не пережившим, не стоявшим на краю и не ходившим по лезвию, может быть просто нужно прислушаться? Ну, что им говорят то, что знают? Так или иначе, тема богоискательства и богооставленности в фильме тоже прочитывается. Наверное,  как раз она  и заставляет воспринимать весь фильм не как тягостный несвязный бред о разложении, а как светлый, хоть и тяжелый, миф о воскресении.
Тем более, автор вот он – перед нами. Светлый и необыкновенно ясно мыслящий парень. Без тени – пока – мысли о себе как о медиа-персоне, что важно. С очень ясным представлением о том, что нужно делать и для кого и для чего. Вот для этих детишек, на которых, как дождь, сыплются наркотики. И не только наркотики. Ради тех друзей, которые умерли. И ради тех детишек, которые еще живы. И все это он так излагает, просто и доходчиво. Не одним только своим самовыражением, и признанием его права на самовыражение,  озабочен.
В общем, мне казалось, что в цеху не осталось таких людей. А они – есть. И наверняка, есть и другие такие же  – просто мы их не видим. А этого вот увидели. Чего и вам желаем.

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments