martha_sharlay (martha_sharlay) wrote in drugoe_kino,
martha_sharlay
martha_sharlay
drugoe_kino

Categories:

Не думай про белых обезьян




Год выпуска: 2008
Страна: Россия

Режиссёр: Юрий Мамин
Актеры: Михаил Тарабукин, Катерина Ксеньева, Алексей Девотченко, Анвар Либабов, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Виктор Смирнов, Ивета Рогова, Людмила Ширяева, Филипп Азаров, Алексей Федькин

Официальный сайт фильма: http://www.whitemonkeys.ru/

Человек, эстетическому вкусу которого я доверяю, настоятельно осоветовал посмотреть мне фильм «Не думай про белых обезьян». Я, разумеется, скачала и глянула в отклики уже смотревших, прежде чем приобщиться. Отклики были разными, но преимущественно негативными, резко-негативными, ругательными и т. п.

Однако отклики критиков и пространные рецензии в Интернете попались исключительно хвалебного характера, превозносящие режиссёра, сценариста, героев и актёров и т. д. Некоторые называют картину «странной», впрочем, всё-таки делая при этом интонации, близкие к восторгу.

Так что это за картина?

Пролог к фильму — восточная философская притча об ученике, ищущем просветления. Возжелав открыть третий глаз и познать тайны вселенной, он пришел к Учителю, живущему в горах. К своему изумлению, он получает один-единственный совет: никогда не думать про белых обезьян. Но я никогда до сей поры и не думал о них, — говорит ученик. Вот и впредь не думай, — резонно отвечает Учитель, после чего скрывается из виду, а ученику не остаётся ничего другого, как отправиться восвояси. Разумеется, с этого момента белые обезьяны не покидают сознания бедного ученика.

Притча появляется на экране как мультик, или картинка компьютерной игры.

Главный герой — Вова — халдей (и тут ему придётся, неожиданно для себя самого дважды узнать значение этого слова), жизнелюб и циник. Главный интерес его существования, разумеется, представляют материальные блага. Но Вове суждено открыть в себе наличие души — почему он и молодец, в отличие от некоторых других героев фильма, — пробудиться, так сказать. Произойдёт это от столкновения с чуждыми и, надо сказать, почти неведомыми доселе Вове людьми, существами не от мира сего. Он должен открыть ресторан в подвале старого питерского дома, а открывает вместо этого другую вселенную. И художник алкоголик Гена, и Ху-Пунь, монах с обетом молчания, данным небесам, и с замком на устах, и депрессивная экзальтированная Даша, которые сначала должны стать рабочей силой молодого ресторатора, способствуют преображению Вовы.

В картине резко противопоставлены два мира — уродский мир халдеев, занятых покупкой-продажей, подкупом и обманом, и прекрасный, свободный (несмотря на индивидуальные комплексы), почти эмпирейный мир людей с тонкой душевной организацией. Вове же как будто предоставляется выбор — и он как бы колеблется между этими двумя мирами, хотя с первого кадра понятно, что выберет Вова эмпиреи. Игра актёра, кстати, посредственна. Или же это недостаток разработки образа — превращение происходит не постепенно, не трудно, что логично было бы ожидать, но как-то лихо и почти без сомнений. Ну так, разозлится на сумасшедших — фанерной загородкой чердака хлопнет, разозлится на будущего тестя — вратами его хаты хлопнет. Вот вам и все колебания.

Кинокритики говорят об исключительности и оригинальности картины, но я, честно сказать, не вижу в ней ничего особенного оригинального. Два противопоставленных мира — не новость; герой, балансирующий на грани между очевидны злом и добром и, конечно, преображающийся, — тоже. Есть красивые кадры. Есть смешные кадры. Но есть и много скучных мест. Предсказуемые поступки героев. Лично мне претит само это явное противопоставление. Но критики отмечают, что это гротескный приём. Бог с ним. Но зачем было писать сценарий в стихах? Я этого не понимаю. Если бы стихи были на уровне Шекспировских драм, — тогда да, я согласна, есть смысл. Но здесь — рифмоплётство, и часто очень слабое технически рифмоплётство.

Сергей Наан в своей рецензии говорит: « … режиссер …адресует нас напрямую к новой интерпретации пьесы "Горе от ума" в лучших традициях Маршака и Леонида Филатова. Все герои картины общаются исключительно в стихах, через искромётную рифму, которая явно будет разобрана на афоризмы. На мой взгляд, получилась искромётная адаптация Гамлета к современности…» (http://www.ruskino.ru/review/267).

Так вот я скажу, что, во-первых, простите меня, но каковы лучшие традиции Маршака? Я понимаю, что им кормят детей, но при чём тут драматургия или поэзия? Так же как неясна отсылка к Филатову. Видимо, это две вершины юмора. Искромётной рифмы здесь не будет, а будет самая примитивная и часто, очень часто, — слова невпопад, именно ради рифмы. И уж простите, но до «Гамлета» «Обезьянам» очень далеко. "Горе от ума" здесь тоже помянуто некстати. Не только поэтически, но и тематически "Обезьяны" не могут стоять в одном ряду с этими произведениями. «Быть или не быть», которое не могло не прозвучать в фильме (с гамлетовской-то установкой), звучит, как слишком часто бывает, всуе. Шекспировских страстей, равно как и речей, здесь нет.

Так стоит ли смотреть этот фильм?

Да — если вы спокойно воспринимаете в фильме рифмованные реплики. И вам неважно качество рифм.

Да — если вас интересует взгляд на общество, резко разделённое на халдеев и сумасшедших (других категорий здесь нет).

Да — если вы не против в который раз «покушать» философских истин и до сих пор сомневаетесь, что жить исключительно для денег — дурно, а быть сумасшедшим — нестрашно (иногда только больно).

Да — если вы любите сопереживать преображению героя и обожаете драматично-оптимистичные финалы.

Да — если вам любопытен мир художника (кстати, образ Гены — как он сыгран — мне понравился больше всего; в том смысле, что он более-менее натуральный, в отличие от других).

Да — если вы любите эстетику кинокадров (здесь она встречается).

И ещё: вкусы всё же разные, и даже исключительное доверие какому-то лицу — не гарантия, что в данном вопросе вы сойдётесь. Так что, может быть, стоит заглянуть в картину в любом случае. В конце концов, не просто так же ему присуди призы. Наверное. 

 

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments