Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Category:

Антрихрист | Antichrist

Наконец-то добралась, все уже отстрелялись, но все же...
"Антрихрист" - типичный случай терапевтического кино. Терапевтического для автора, а не для зрителя. К чести автора надо отметить, что ничего особо травматичного для зрителя в свой фильм он не заложил. То есть ужасные в пересказе сцены на экране выглядели очень сдержанными – такими технически-деловыми, без смакования кровавых и неэстетичных подробностей.  В результате рассказывать и слушать об этом страшней, чем смотреть – удивительный случай для кино и для Ларса фон Триера. Что и подтверждает подозрение – не для зрителей этот фильм был снят. Ларс фон Триер так лечил самого себя. Избавлялся от навязчивых идей и фобий.


Кошмарные сны, знаете ли, плохие мысли. Вполне распространенный для интеллектуального пациента способ борьбы с ними – взять и описать их на бумаге. Сочинить историю. Нарисовать картину. Ясное дело, для режиссера с мировым именем нет ничего проще, чем выложить их на пленку. Издевательством и шокингом, достойным скандалиста и парадаксолиста фон Триера,  является не скорбное бесчувствие его умозрительных персонажей, а дерзость – подсунуть мировой кинообщественности плод своего реально больного, (у него и справка есть о депрессии, которую он переживал как раз перед и во время съемок "Антихриста"), воображения, всучить его каннским отброрщикам, а потом еще и заставить их – магией своего имени! – увидеть в игре Шарлотты Генсбур тень пальмовых ветвей. Иллюзионист, одно слово!
Вот у меня такая версия о создании Ларсом фон Триером  и явлении миру фильма "Антихрист". Психотерапевтической – сугубо утилитарной! – целью объясняется и нехарактерная камерность, и скромность в масштабах. И нарочитая серьезность просходящего. И визуальные (а уж, конечно, не философские!) отсылки к Тарковскому.
Предполагать же другое – а именно, что зрелый мастер мирового класса, потрясший мир еще 15 лет назад новым словом "Рассекая волны", что он вдруг спекся и стал снимать невнятные символистские дуэты, обилием пауз и невразумительных диалогов достойные принадлежать курсовой работе какого-нибудь ВГИКовского старшекурсника… Предполагать такое – обижать любимого режиссера.  Дело не в мыслях и не в идеях. Ну, не любите вы женщин и считаете их исчадиями ада … Да нет, и в мыслях и в идеях тоже. Потому что эти мысли и идеи тоже достойны ВГИКовского старшекурсника (или даже - младшекурсника), а не основателя ДОГМЫ.
Бывает, что мозг болеет, и его, как и было выше сказано, захватывают больные – плохие – мысли и ночные кошмары. Тогда надо лечиться. Что мастер и делает. Снимая этот фильм. И, Бог даст, исцелится!
Но считать этот костылек, выструганный краснодеревщиком из первой попавшейся под руку осинки, шедевром его высокого искусства – когда ему просто так, на первое время, чтобы вывих вылечить, так будет ходить удобнее – считать «Антихрист» шедевром я отказываюсь. И не дам себя запутать, как Каннское жюри. Вон наш Эльдар Рязанов – великий режиссер, кто ж спорит, ну, так что же теперь, давайте в новогоднюю ночь будем смотреть «Ключи от спальни»?
Но я верю в выздоровление – и вот почему: неистовый Ларс в этом вполне подразумевающем неистовство фильме вовсе не неистовствует! Он не вываливает на зрителя, как это он умеет, чтобы чертям тошно стало, все до донышка, чтобы зрителя перепахало и вывернуло наизнанку, чтобы он лил слезы и содрогался от рыданий… (На "Танцующей" всхлипы в зале заглушали звук с экрана, а после сеанса очередь в женский туалет выстроилась, как в мавзолей.) Тут, на "Антихристе", кто-нибудь содрогался от рыданий? Кто-нибудь ушел раздавленный и опустошенный? (Подчеркиваю – не изумленный и разозленный, а загруженный и ушибленный?) Нет.
Потому что Мастер не давил на эмоцию, не старался захватить нас тем, чем захвачен сам. Потому что понимает: его это – касается. Зрителя – нет. Значит, болезнь зашла не слишком далеко. А пока хочется передать больному пакет апельсинов, упаковку мангового сока и коробку шоколадных конфет "Мишка". Пусть выздоравливает!

Германия, Дания, Швеция, Франция, Италия, Польша - 2009

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments