www_burroughs (www_burroughs) wrote in drugoe_kino,
www_burroughs
www_burroughs
drugoe_kino

Categories:

Молоко скорби/Испания, Перу/2009/Реж. Клаудия Льоса

В главных ролях:
Magaly Solier
Суси Санчес
Efraín Solís
Marino Ballón
Antolín Prieto

Аннотация: Молодая героиня с молоком матери впитала страх перед окружающим миром. Мать изнасиловали во времена правления в Перу фашистского режима, который с 1980-го по 2000-й расправился с 70 000 человек. Чтобы не повторить судьбу изнасилованной матери, героиня держит в интимном месте картофелину, которая должна послужить щитом при попытке изнасилования. Картофелина живет своей жизнью и успешно прорастает, демонстрируя единство человека и природы.

Перуанская картина женщины-режиссёра Клаудии Льоса, победившая в основном конкурсе программы Берлинале-2009, рассказывает тяжёлую жизненную историю девушки по имени Фаустита, на фоне исторических событий Перу эпохи военной хунты и терроризма. Картина наполнена настоящей поэзией скорби, где главная героиня поёт нескончаемую песнь, не в силах выразить свою скорбь в прозе слов. Недавние кровавые события показаны отвлечённо, в духе латино-американского магического реализма, но от этого не менее сильно, а ещё более, с метафоричной силой, рисующие последствия зверств. Мать Фауститы, изнасилованная беременной, нараспев рассказывает историю тех дней: "В ту ночь я кричала и горы отражали этот крик, а народ смеялся. Я переборола свою боль, говоря...Той ночью меня схватили и изнасиловали своими проклятами членами и руками, им было всё равно, что моя дочь смотрит на них изнутри. И не удовольствовавшись этим, они заставили меня глотать мёртвый член моего мужа Жозефа. Его бедный мёртвый член перепачканный порохом.". Через несколько дней мать умирает.

Бедная дочь, впитавшая страхи с молоком матери, замыкается в себе ещё сильнее, после её смерти. Фаустита боится передвигаться по улице, отвергает ухаживание грубого кавалера, а, ещё ранее, засовывает в вагину картофелину, которая со временем прорастает, пуская корни.
Попытка избавится от фобии быть изнасилованной оборачивается болезненными ощущениями и постоянными кровотечениями. В Перу существует настоящий культ картофеля, количество произрастающих сортов которого, насчитывает более 35 видов. Поэтому такое единение человека и природы приобретает особый смысл в контексте национальных культурных традиций. Вообще, в фильме можно проследить противопоставление двух природных стихий - Земли и Воды(Моря). Землю в фильме символизирует картофель, а море - жемчуг. Если сравнить женские гениталии с раковиной, то становится понятен сексуальный подтекст, отвлечённо обыгрывающий женскую сексуальность в противоположных состояниях - либидо и фригидность.
Жемчуг символизирует либидо(психическую энергию), выпускаемую на волю, навстречу морским водам(психическому океану Эроса).
Картофель символизирует фригидность, а также является причиной невозможности осуществить половой акт. Будучи помещённым в землю(влагалище), он изолирован от внешнего мира и внешних раздражителей. И, лишь в конце фильма, девушке хирургически вынимают клубень и она его закапывает в землю, избавляясь от своей фригидности. Но происходит это после того, как она снимает груз ответственности, связанный с трупом её матери, которую не на что похоронить, и он вынужден находится в доме под кроватью. Родной дядя Фауститы, выдаёт замуж дочь, справляя ей дорогое платье, а на похороны сестры денег выделить не желает. Потрясающий по силе кадр, когда видно, что лёгкое воздушное свадебное платье лежит на кровате, а под ним - труп тёти, тяжёлый груз ответственности перед родственностью.
В итоге, Фаустита вынуждена устроиться работать в дом богатой, но скупой пианистки, где она с интересом рассматривает жемчуг, принадлежащий даме из высшего общества. Последняя, просит спеть песню в обмен на одну из жемчужин. И девушка поёт свою "песнь скорби", истинно народную песнь. Тончайшей линией через фильм проходят мысли о последствиях войны, социального расслоения общества и, связанного с ними, бесправия простых женщин. Очевидно также, что простые люди - больше порождение Матери-Земли, а высшее общество, более свободное, - порождение голубой водной стихии Моря. Ситуацию усугубляет тот факт, что пианистка является вдовой военного, очевидно, связанного с преступлениями, прямо или косвенно повлекшими изнасилование её матери(реакция Фауститы на фотографию в доме дамы).

Столкновение традиций народного творчества с традициями "высокого" искусства богемы, можно проследить в эпизодах, когда пианистка высаживает Фауститу из машины, реагируя на её замечание по поводу своего выступления, а, также, по эпизоду с упавшим пианино, которое продолжает "звучать", но всё равно сжигается, как ненужное. Стёклышки от покрытия пианино, по замечанию главной героини, так похожие на разноцветные карамельки - аллегория обнищавшей провинции, неспособной получить должное образование и приобщиться к культуре. Отказ Фауститы принять карамельки от садовника - символ гордости провинции, развивающей свою самобытную культуру, своё земледелие, тянущуюся к корням, то есть к клубням.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments