Magaly Solier
Суси Санчес
Efraín Solís
Marino Ballón
Antolín Prieto
Аннотация: Молодая героиня с молоком матери впитала страх перед окружающим миром. Мать изнасиловали во времена правления в Перу фашистского режима, который с 1980-го по 2000-й расправился с 70 000 человек. Чтобы не повторить судьбу изнасилованной матери, героиня держит в интимном месте картофелину, которая должна послужить щитом при попытке изнасилования. Картофелина живет своей жизнью и успешно прорастает, демонстрируя единство человека и природы.
Перуанская картина женщины-режиссёра Клаудии Льоса, победившая в основном конкурсе программы Берлинале-2009, рассказывает тяжёлую жизненную историю девушки по имени Фаустита, на фоне исторических событий Перу эпохи военной хунты и терроризма. Картина наполнена настоящей поэзией скорби, где главная героиня поёт нескончаемую песнь, не в силах выразить свою скорбь в прозе слов. Недавние кровавые события показаны отвлечённо, в духе латино-американского магического реализма, но от этого не менее сильно, а ещё более, с метафоричной силой, рисующие последствия зверств. Мать Фауститы, изнасилованная беременной, нараспев рассказывает историю тех дней: "В ту ночь я кричала и горы отражали этот крик, а народ смеялся. Я переборола свою боль, говоря...Той ночью меня схватили и изнасиловали своими проклятами членами и руками, им было всё равно, что моя дочь смотрит на них изнутри. И не удовольствовавшись этим, они заставили меня глотать мёртвый член моего мужа Жозефа. Его бедный мёртвый член перепачканный порохом.". Через несколько дней мать умирает.
Бедная дочь, впитавшая страхи с молоком матери, замыкается в себе ещё сильнее, после её смерти. Фаустита боится передвигаться по улице, отвергает ухаживание грубого кавалера, а, ещё ранее, засовывает в вагину картофелину, которая со временем прорастает, пуская корни.
Попытка избавится от фобии быть изнасилованной оборачивается болезненными ощущениями и постоянными кровотечениями. В Перу существует настоящий культ картофеля, количество произрастающих сортов которого, насчитывает более 35 видов. Поэтому такое единение человека и природы приобретает особый смысл в контексте национальных культурных традиций. Вообще, в фильме можно проследить противопоставление двух природных стихий - Земли и Воды(Моря). Землю в фильме символизирует картофель, а море - жемчуг. Если сравнить женские гениталии с раковиной, то становится понятен сексуальный подтекст, отвлечённо обыгрывающий женскую сексуальность в противоположных состояниях - либидо и фригидность.
Жемчуг символизирует либидо(психическую энергию), выпускаемую на волю, навстречу морским водам(психическому океану Эроса).
Картофель символизирует фригидность, а также является причиной невозможности осуществить половой акт. Будучи помещённым в землю(влагалище), он изолирован от внешнего мира и внешних раздражителей. И, лишь в конце фильма, девушке хирургически вынимают клубень и она его закапывает в землю, избавляясь от своей фригидности. Но происходит это после того, как она снимает груз ответственности, связанный с трупом её матери, которую не на что похоронить, и он вынужден находится в доме под кроватью. Родной дядя Фауститы, выдаёт замуж дочь, справляя ей дорогое платье, а на похороны сестры денег выделить не желает. Потрясающий по силе кадр, когда видно, что лёгкое воздушное свадебное платье лежит на кровате, а под ним - труп тёти, тяжёлый груз ответственности перед родственностью.
В итоге, Фаустита вынуждена устроиться работать в дом богатой, но скупой пианистки, где она с интересом рассматривает жемчуг, принадлежащий даме из высшего общества. Последняя, просит спеть песню в обмен на одну из жемчужин. И девушка поёт свою "песнь скорби", истинно народную песнь. Тончайшей линией через фильм проходят мысли о последствиях войны, социального расслоения общества и, связанного с ними, бесправия простых женщин. Очевидно также, что простые люди - больше порождение Матери-Земли, а высшее общество, более свободное, - порождение голубой водной стихии Моря. Ситуацию усугубляет тот факт, что пианистка является вдовой военного, очевидно, связанного с преступлениями, прямо или косвенно повлекшими изнасилование её матери(реакция Фауститы на фотографию в доме дамы).
Столкновение традиций народного творчества с традициями "высокого" искусства богемы, можно проследить в эпизодах, когда пианистка высаживает Фауститу из машины, реагируя на её замечание по поводу своего выступления, а, также, по эпизоду с упавшим пианино, которое продолжает "звучать", но всё равно сжигается, как ненужное. Стёклышки от покрытия пианино, по замечанию главной героини, так похожие на разноцветные карамельки - аллегория обнищавшей провинции, неспособной получить должное образование и приобщиться к культуре. Отказ Фауститы принять карамельки от садовника - символ гордости провинции, развивающей свою самобытную культуру, своё земледелие, тянущуюся к корням, то есть к клубням.
Community Info