таиландского режиссера Веерасетакула можно даже уже называть классиком азиатского арт-хауса. хотя этот его фильм сложно поставить в один ряд с фильмами таких мегаотстраненных китайских режиссеров как Цзя Чжанке и Хоу Сяо Сянь. "Натюрморт" первого, с темой наступления города на деревню, вспоминается, но вот отсутствие у Веерасетакула классических драматургических конфликтов и похожая на документальную и видеорепортаж съемка скорее роднит его работу с фильмами Акерман и Риветта. уж больно напоминают чертежные наброски интерьеры, а природа обрисована или скупо, или по открыточному трафаретно и непритязательно. режиссер меньше всего озабочен наличием впечатляющих образностью кадров и делает акцент на медитативность - в минималистичных сценах ритм оконных рам и звук наливаемого из термоса чая выявляет атмосферность с не меньшей силой, чем, к примеру, смазанные тревеллинги Дойла у Вонга Кар-Вая.
несмотря на большое количество диалогов, главное в "Синдромах и столетии" аура, исходящая от пластики актеров, звука их голосов и особенной манеры произношения. а ирония и легкий абсурд немых мизансцен, наполняющие первую половину фильма, роднят его с работами Тати и Олтмена.
действие начинается в сельском госпитале, где девушка-психиатр становится объектом влечения молодого врача, где стоматолог оказывается поп-певцом, а молодой буддистский монах признается, что подумывал о карьере диджея. юмор постоянно присутствует в этих ничем не заканчивающихся сценках, а прошлое и современность, смешавшись, не оставят и следа от серьезности в отношении друг к другу - как статуя Будды, торчащая на спортплощадке или старый монах, советующий психиатру попить отвара корешков для улучшения финансовых дел.
неторопливый, расслабленный ритм провинциальной жизни подарит и неспешную поездку по шоссе и легенду из прошлого о сокровищах озера. но пятна солнечного света и полосы теней от тропической растительности соткут едва уловимый рассказ о лете в деревне. и вечерний концерт на свежем воздухе позволит почувствовать в своем хрупком очаровании, что даже в Таиланде может случиться зима - сезон дождей? вспоминаешь, как в "Положении вещей" Вендерса, художница объясняла маленькой девочке, что все в мире состоит из освещенных и неосвещенных частей и их смена позволяет нам осознать мир вокруг нас.
внезапно, словно в дурном сне во второй половине фильма мы видим повторение тех же ситуаций - точно скопированных или видоизмененных - что и в первой. но действие перенесено в громадный городской триеровский госпиталь в стиле хай-тек. бесконечные коридоры, монотонные стены, искусственный свет создают несколько клаустрофобическое впечатление от огромной бетонной коробки, где лечат все тех же монахов. железо, пластик, режущая глаз белизна отделки - и сразу же герои стали более скованы, напряжены. госпиталь, прямо как в "Космической одиссеи 2001 года", становится зримым образом будущего, стерильного, утопического и нечеловеческого. но, в отличии от "Соляриса", герои уже не вернутся туда, где чашка чая переполняется каплями дождя и зелень шелестит за окном.
и между этими двумя линиями - природной и урбанистической и держится основное драматическое напряжение картины. в центре, конечно же человек, чужой природе и зажатый городом. как довольный турист чувствующий себя в джунглях и строящий огромные города для собственного удобства. страдающий от неврозов, сомнений и получающий удовольствие от простых житейских радостей.
"Синдромы и столетие" фильм о глобализации и сам он разговаривает на ее языке. впрочем не заговариваясь, а ища значимость, важность, смысл и в ряби над водой, и в жесткой планировке городского сквера. мне, кажется, Веерасетакул сожалеет о потере природной невинности человеком, хладнокровно взвешивает плату за прогресс.
http://www.imdb.com/title/tt0477731/
Community Info