После просмотра взяли мы с адвокатом по паре пива и поговорили о том, что же мы только что, собственно, имели честь наблюдать.
И пришли к выводу – «фильм-перевертыш» мы наблюдали. Фильм-провокацию.
Две основные идеи фильма:
1) Разоблачение пропагандистской машины/массовой культуры, которая четко и безапелляционно разделяет героев на бэд гайс и гуд гайс;
2) Развенчание образа героя на войне как такового.
Первая идея подается так: пропагандистская машина (в любой стране), используя массовую культуру, создает для потребителя определенный, нужный для государства, угол зрения, и нагнетает необходимый пафос. Мы уже изначально знаем, что фашисты плохие, а убивающие их люди – хорошие. И зритель (мы с вами) должен, кагбэ, по идее, сопереживать тем, кто фашиков мочит. И для нас это нормально.
А еще есть у нас «фильм в фильме» под названием «Гордость нации». То есть во время фильма «Бесславные ублюдки», по мере развития сюжета, нам показывают кинотеатр, в котором идет фильм, снятый какбэ Геббельсом «Гордость нации» (ну не целиком, естественно, а фрагменты его): в нем фашист-«герой» пачками валит американцев – зрители этого «фильма в фильме» (Геббельс, Гитлер, Геринг и иже с ними – в восторге). Они тоже знают, что их парень хороший, а америкосы - плохие. И для них это нормально.
У Тарантино люди, убивающие фашистов, - настоящие звери. Ну, мстители и т.д. Они мочат их (фашистов) всячески, бейсбольной битой забивают насмерть, например, снимают с них скальпы, вырезают свастики на лбу ножом. В своем насилии, заявленном изначально как акция по запугиванию, они переходят все и всяческие границы, принятые в современном обществе. Но им, какбэ, это можно, да? Подразумевается что да.
Далее буквально на пальцах Тарантино показывает нам, что если мы сопереживаем этим «героям» (изначально по определению положительным персонажам), то мы ни чем не лучше тех фашиков, что смотрят тот самый «фильм в фильме» "Гордость нации" и сопереживают своему парню. Мы тоже можем видеть реальные зверства и радоваться, даже смеяться (публика в зале очень смеялась, когда герой Тиля Швайгера (с фамилией Штиглиц, кстати, неужто Тарантино знаком с сериалом) убивал ССовцев ножом в лицо, или разрывая кулаком рот). Все зависит только от того, в какой стране мы родились. "Вы могли бы быть зрителями этой «Гордости нации», а не «Бесславных ублюдков». Легко!" - какбэ шепчет нам на ухо товарищ Тарантино. - "Просто у вас другие шаблоны заложены пропагандой. В фашистской Германии легитимно было убивать одних, у вас - других. И там и там – жесть. А средний зритель – отстойник, так как с радостью смотрит на горы трупов (только разных, ругая и ненавидя одних за то же, за что восхищается другими)".
Вторая идея плавно вытекает из первой. «Героизм» и «наших» и «не наших» у товарища Тарантино не отличается ни чем. Совершенно. Классическая, если можно так выразиться в данном случае, тема – фашисты, зверски убивающие евреев, вывернута им наизнанку. Теперь евреи зверски убивают фашистов. Тот же прием, что и в его «Доказательстве смерти», где не маньяк зверски убивает девушек, а девушки убивают маньяка ну очень демонстративно жестоко, забивая железками и ногами (во второй части фильма «ДС», конечно же).
Отсюда и вывод про «фильм – перевертыш».
В конечном итоге все приходит к тому, что никаких героев на войне нет вообще – есть только представления о них, созданные массовой культурой. А реальные герои (ну, вроде того) – это мученики и не военные (девушка Шошанна, владелица кинотеатра, и ее возлюбленный негр Марсель). Но о них никто никогда не узнает. Вот так вот.
В финале кинотеатр с фашистами внутри сгорает и взрывается – тем самым ставится жирная точка: все влияние пропаганды смести нахер и думать своей головой.
Цинично так. Настроение после обсуждения было слегка подпорчено. Так как такая идеологическая подкладка мне все же не нравится. Этот фильм, естессно, не имеет никакого отношения ни к пропаганде фашизма (боже упаси), ни к некоему его оправданию. А то некоторым альтернативно одаренным может и такое показаться. Трагическая сцена в самом начале фильма с убийством еврейской семьи четко расставляет акценты и показывает взгляды режиссера. Но это обличение зрителя, способного оправдывать совершенно что угодно. Зрителя с двойной моралью, которого вид убиваемой на экране зверюшки приводит в ярость, а зверски убиваемых людей (э, да это ж фашисты, срал я на них) веселит. Это не должно веселить - убивали то за дело, но не веселья ради, а пара режиссерских приемчиков - и смех на выходе гарантирован.
Но фильм конечно сделан как всегда здорово – отличная игра актеров, прекрасная музыка… Картинка радует глаз сама по себе. Фильм – чистый постмодерн, поэтому куча отсылок ко всему. Смотрите, короче.
Community Info