Ничего личного (small_dead_life) wrote in drugoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
drugoe_kino

Category:

Голем, Петр Шулькин


Производство: Польша, 1980
Жанр: фантастика
Режиссер: Петр Шулькин
В ролях: Анатолий Егоров, Иван Ганжа, Людмила Козловская

Полная среднего черного юмора и сепии – стилистического маркера утопий и постапокалиптики, картина «Голем» (понятно, что снятая по мотивам одноименного произведения Майринка) рассказывает о непростой доле тех, кто претендует на право называться человеком.

По легенде, которую, в свою очередь, использовал Майринк, голем – неодушевленное существо, с помощью магических пассов наделенное подобием жизни – механистической и бессознательной, чтобы исполнять обязанности куклы-помощника для своего создателя. Нетрудно представить, какой степенью отчаяния и униженности оценивается существование голема. Отсутствие любого намека на живой импульс и полная подконтрольность – превозмогшая себя вещь, что за горькая участь? Вместе с тем, зыбкая грань между существом-функцией и одушевленным существом, отсутствие четких критериев для идентификации (и самоидентификации), сомнительность положения человека в целом, - все это заставляет бешено пульсировать фантазию авторов определенного склада, и Петр Шулькин не становится здесь исключением.

Големы Шулькина создаются благодаря новейшим технологиям, успешно интегрируются в человеческое общество и имитируют жизнь средь прочих. Неестественные в основе своей, неестественные в своих проявлениях, искусственные люди взаимодействуют с окружающим единственно возможным для себя способом – абсолютно неестественно, и обвинить эти подобия людей в сумасшествии невозможно – они безумны по факту.
С главным действующим лицом – гравировщиком Пернатом (так же зовут и главного героя Майринка, что сразу позволяет расставить нужные акценты) происходит череда странных событий: подозреваемый в убийстве доктора-соседа, он одевает одежду с чужого плеча, в тусклых коридорах следственного отделения видит двойника, встречается с подозрительными господами и дамами. После множества других тревожных звоночков, косвенно указывающих на его действительное положение, Перната озаряет страшная догадка – возможно, он всего лишь жалкое подобие чего-то не менее сомнительного, инструмент, голем, навсегда лишенный полноты и радости, вынужденный пребывать в пространстве усталой материи сумеречной резервации.

Пока Пернат прозревает, зритель доподлинно узнает об его истинной природе благодаря вещающим с телеэкрана медикам (монструозных пейсатых каббалистов Шулькин изящно подменил людьми в белых одеждах). Пернат – сбежавший из лаборатории продукт эксперимента, обосновавшийся в квартире своего предшественника с аналогичным именем и внешностью – такого же продукта экспериментальных разработок.
В остальном, действие проходит в соответствии с духом книги Майринка с учетом авторской интерпретации Шулькина: Пернат мечется безо всякого шанса на успех, окруженный существами непонятного происхождения и экзистенциального статуса, перенося их мебель, одалживая им деньги, не вызывая ни особого сочувствия, ни раздражения, в заключении возвращаясь к началу.

Мягкая, философичная тягомотина (очень бы хотелось сравнить «Голема» с «Замком» Балабанова, но «Замок» при похожей внешней алогичности происходящего и жизнерадостней, и динамичней). Лиричная, родственно-утробная манера подачи братом- славянином ощущения бесконечного ужаса существа, замкнутого в состоянии абсолютной невозможности приблизиться к пониманию сути (высшее назначение голема – функционировать, если этого нет, если кукла-помощник неприкаянно бродит – то тут нам и трагедия голема). При помощи операторский средств успешно демонстрируется тщетность попыток прорыва (наглядный эпизод с беготней главного героя по альтернативной реальности съемочной площадки).
Суета и запустение «Голема» Шулькина хороши, но не слишком, ну, и Майринка желательно предварительно прочесть, иначе вообще ничего не понятно.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments