re_nata2 (re_nata2) wrote in drugoe_kino,
re_nata2
re_nata2
drugoe_kino

Categories:

Los abrazos rotos, 2009, Pedro Almadovar

Мне всегда казалось, точнее – я в этом не сомневалась и меня как раз всегда шокировало то, какую роль в испанском искусстве продолжает играть телесность. Чтобы передать духовные ценности и переживания испанцам НЕОБХОДИМА кровь, куски разорванной плоти, стигматы и прочие шокирующие непоготовленного зрителя своей «дикостью» ужосы. Многое в культуре – от корриды до искусства Сальвадора Дали или какой-нибудь Фриды Кало, и уж конечно религиозные сюжеты испанских Соборов пражают своей телесностью. Чтобы показать чувства, испанцам нужно разорвать плоть. Поединок человека с силами природы очевиден в испанской корриде (у того же Альмадовара, к слову, есть фильм, в названии обыгрывающий эту метафору - «Матадор».) Конечно, можно порассуждать об испанском средневековье, ставшем притчей для русских, которых с детства учат, что был де такой «испанский сапог» - способ телесного опыта-выпытывания скрытой истины.
Интересно, но оказывается, Альмадовару, чтобы показать ревность тоже необходимо заставить героя покалечить тело возлюбленной (герой толкает ее с лестницы и она ломает себе ногу, другим вечером она оказывается раздета и избита им, окровавленная приходит к другому). Всюду будет кровь, как метафора глубины переживаний.
«Ты не боишься увидеть меня мертвым, но мое прикосновение тебя пугает», - так обманутый любовник замечает неискренность своей любимой, близость с ним вызывает у нее рвоту.

Страдания плоти должны внушать ужас, - только тогда они служат возвышению духа. Этот ужас – свидетельство сопереживания, импатии. Не даром это искусство шокирует, оно и должно заставлять содрогнуться. Ужас ожидаемой смерти близких, вид их телесных страданий соединяет героев Альмадовара: так главная героиня Пенелопы Крус оказывается в постели престарелого любовника (он помог ей облегчить последние страдания умирающего от рака желудка отца), так главный герой обретает сына, о родстве с которым он и не подозревал (молодой человек оказывается в постели после наркотической комы, отец развлекает его рассказами). Наблюдение телесных страданий – путь к сопереживанию и дух.преображению. Старая, кажется, католическая техника, в Европе она умрет вместе с рождением анатомического театра нового времени, - но удивительно, как она продолжает жить в откровенно постмодернистском испанском кинематографе.
Испанская чувственность, сдержанная католическим запретом, находит визуальное выражение и в буйстве красок колорита, воспринимаего зрителем как национальный. У Альмадовара уникальное чувство цвета, большинство кадров в его фильмах, выстроены идеально с т.з. композиции цвета. Он собирает детали интерьера и костюмов в прекрасный испанский изразец. Ему всегда удавалось заполучить в свой фильм великих модельеров и художников.
Как передать силу любви? Альмадовар цитирует «Путешествие в Италию» Росселлини, показавшего раскопки в Помпеях – два скилета в обятиях друг друга, останки плоти как телесное свидетельство любви. «Вы умерли не в объятиях друг друга, но последнее, что она чувствовала, был вкус твоих губ», - слышит герой Альмадовара. Автокатастрофа уносит в могилу изуродованное тело героини, - чтобы показать как эта утрата искалечила душу главного героя, Альмадовар использует понятный и предсказуемый для испанца прием – он показыват зрителю его искалеченное тело, - его глаза больше никогда не смогут видеть, «это необратимо», узнает зритель.
Roto в испанском –значит и распутный, и разорванный на куски… Разорванная плоть как разорванная фотография – лишь отражение стоящего «по ту сторону» объектива. «Двойственность - одна из отличительных особенностей "Разомкнутых объятий". Не в смысле таких моральных категорий, как двусмысленность или двуличность, а как дублирование, повторение, копирование», - говорит Альмадовар. Натуралистичность плотского изображения духовности непривычна для многих европейцев, как она не характерна для всего европейского искусства еще со времен средневековья. Да, страсти плоти выражают большее, но они вряд ли где-нибудь, кроме Испании, будут настолько натуралистично изображены.
«Фильмы нужно заканчивать, даже вслепую», - финальной фразой Альмадовар еще раз пытается приподнять смыслы своей картины.
Впрочем, многое, что хотелось сказать о фильме, рассказал сам Альмадовар в замечательном интервью, вот тут http://www.kinoodessa.com/release/los_abrazos_rotos.html
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments