www_burroughs (www_burroughs) wrote in drugoe_kino,
www_burroughs
www_burroughs
drugoe_kino

Category:

Бесславные Ублюдки/Inglourious Basterds/2009/Реж: Квентин Тарантино

Ох какой фильмец забабахал Квентин Тарантино. Яркий и бескомпромиссный,
по-садистски натуралистичный и по-живаговски гуманистический, с синефильским посылом, который дойдёт до потомков в виде ленты "Бесславные ублюдки", которой никогда, в будущем, я надеюсь, не суждено быть уничтоженной, равно как и быть уничтожающим объектом.
Уровень иллюзии, побеждающей реальность, ниспровергающей её несправедиливые и подлые законы, настолько высок, что фильм "вылезает" в реальность, из экрана, наподобие субстанций, которые стремились вырваться из плена телевизора в "Видеодроме" Дэвида Кроненберга. Только последний делал это слишком явно и прямолинейно грубо, Тарантино же - с помощью многочисленных аллегорий, мастерски конструируемых им на протяжении киноповествования, и органично встраиваемых в материю фильма.
Плотность, критическая масса, отвлечённых понятий, представленных в фильме с помощью различных кинообразов, достигает предела в конце фильма, взрываясь в сознании антимилитаристским антифашистским пафосом, а на экране - в прямом смысле.
Желание Тарантино изменить ход человеческой истории(личной - в прошлых работах), а теперь всемирной - в "Бесславных ублюдках", ценой уничтожения киноматерии, в прямом и переносном смысле, - это акт, направленный на подрыв реальности и на подрыв законов кинематографа. Сжигая бобины с кинолентами в фильме, Квентин Тарантино однозначно говорит: Если можно было бы уничтожить всё кино, в сумме, изменив "некоторую" часть истории, то я бы это сделал. Перефразируя известное высказывание: "весь мир не стоит слезы младенца" - "всё кино не стоит жизни одного человека".
В этом раскрывается по-настоящему гуманистический посыл картины, приближающийся по уровню воздействия к лучшим образцам антифашисткого кино: "Иди и смотри" Элема Климова и "Списка Шиндлера" Стивена Спилберга. Только Тарантино раскрывает тему по-своему, но по силе "Бесславные ублюдки" равновелики вышеобозначенным работам.
Отсутствие жанровых рамок, виртуозное жонглирование киноцитатами и откровенный стёб над штампами, делает его работы выходящими за пределы кинематографа, а, соответственно, и реальности. По отношению к реальности - это гиперреализм.
По отношению к искусству кино - это уже посткинематограф, относящийся к постмодернизму.

Когда я вышел из кинотеатра, я услышал реплику, брошенную в сторону, одной дамой довольно зрелого возраста: "Для молодёжи снимают!" Дама имела ввиду концовку фильма, явно выбившую её из "рамок" и поправшую все мыслимые законы. Такого же рода, являются рассуждения на тему отсутствия в фильме восточного фронта и наших соотечественников. Тарантино, я думаю, сознательно исключил из фильма присутствие Советской(Красной) Армии. Что бы у американской молодёжи не разрушался миф о "главенствующей" роли второго фронта. То есть и тут Тарантино меняет, "переписывает" историю, оставаясь в рамках американской массовой культуры, потакая вкусу массового зрителя, как это было в "Криминальном чтиве", где шаблонные криминальные истории были рассказаны новаторским киноязыком, удовлетворив вкусы, как массового зрителя, так и элитарного. Так и в "Бесславных ублюдках", он демонстрирует раскрытие "сложных" общечеловеческих тем и изображение одной из главных трагедий 20 века, с помощью приёмов, свойственных массовому кинематографу: клиповый монтаж, чрезмерная натуралистичность, комиксовая фактура кадра, "комиксовая" логика поведения героев, наличие графических символов(стрелки, указывающие высокопоставленных гостей в кинотеатре в "Бесславных ублюдках", в "Криминальном чтиве" - прямоугольник, нарисованный в воздухе Мией Уоллес, в "Убить Билла" -анимационная вставка)
Виртуозно играя в "массовое" и "элитарное", как по форме, так и по содержанию, Тарантино относится к одному из немногих, по-настоящему универсальных режиссёров, являющихся "мостиком", "связующим звеном" между разнородными культурными традициями.

Беззастенчиво смешивая различные жанры в мультижанровый коктейль(составляющие: вестерн, военная драма, мелодрама, нуар, антиутопия, историческая пародия) Квентин Тарантино делает параллельно ещё мультикультурный(составляющие: в фильме говорят на четырёх языках, причём французов играют французские актёры, немцов - немецкие, американских евреев играют американцы, и все они, в конце, переходят на итальянский, создавая очень комичную сцену; также для создания напряжённых или комичных ситуаций, используются характерные различия Нового и Старого Света, например, приём с тремя стаканами виски или различия в менталитете, что проявляется в диалогах:

- Ублюдка, известного как Жид-Медведь, больше никогда не называть Жидом-Медведем!

- Мне не интересно, что скажете Вы, оберштурмфюрер-мюнхен, и Вы, оберштурмфюрер-франкфурт. Мне интересно, что скажет гауптштурмфюрер-не знаю откуда.

- Я конечно понимаю, что это глупый вопрос, да и ответ известен, но...
Вы - американцы - кроме английского еще хоть один язык знаете?


- Жвачка есть? (Гитлер) )

Всё это отголоски синефила-интернационалиста Тарантино, киноэрудиция которого стала визитной карточкой и творческим кредо режиссёра. Отсюда дань уважения к немецкому кино до Третьего Рейха(классик режиссуры немец Пабст упоминается в фильме) и презрение к пропагандистскому кино Геббельса, среди которого были шедевры Лени Рифеншталь("По просьбе Квентина Тарантино Эли Рот выступил также и как режиссер, сделав пятиминутный трейлер пропагандистского "фильма в фильме" — "Гордость нации", якобы снятого по заказу Геббельса о лучшем немецком снайпере (Даниэль Брюль)." Этот мокументари является злобной пародией на фашистские пропагандистские фильмы и тонкой стилизацией на "Спасти рядового Райана" Спилберга.)
Тарантино отдаёт дань уважения и французскому кино(упоминаются великая французская актриса Даниель Дарьё, французский режиссёр Клузо).
Важным смысловым пластом "Бесславных ублюдков" является исследование природы кино, отсылающие к "8 с половиной" Феллини и другим фильмам, относящимся к категории "Кино о кино". Недаром в фильме есть глава, называющаяся "Операция "кино".

Фильмом "Бесславные ублюдки", Квентин Тарантино достигает, некогда заданного им, неимоверно высокого уровня "Криминального чтива", доказывая статус выдающегося кинорежиссёра современности.

Оценка 10 из 10

Мой топ режиссёрских работ Квентина Тарантино:
1. Криминальное чтиво
2. Бесславные ублюдки
3. Бешеные псы
4. Джеки Браун
5. Убить Билла 1-2
6. Доказательство смерти
 
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments