Пожилой афроамериканец, почтовый клерк с говорящей фамилией Негрон (Лаз Алонсо), оказался в эпицентре весьма странного происшествия. Однажды, когда обычный с виду клиент попросил мистера Негрона продать несколько марок, тот вытащил раритетный револьвер Вальтер и всадил просителю две пули прямо в грудь. Молодой пронырливый журналист (Джозеф Гордон-Левитт), направленный газетой писать репортаж об этом преступлении, втерся в доверие к ведущему дело следователю (Джон Туртурро) и поехал вместе с нарядом полиции проводить обыск на квартире убийцы. Там обнаружилось, что Гектор Негрон за храбрость был награжден орденом Пурпурное Сердце, а также что в чулане у него хранилась голова мраморной статуи, настоящее сокровище, казалось, навсегда утерянное много лет назад. На допросах обвиняемый хранил молчание. Единственное, что удалось услышать от него журналисту, были слова: «Я знаю, кто такой спящий человек».
Как ясно из пролога, дальнейшее повествование «Чуда в Святой Анне», снятого Спайком Ли по одноименному роману Джеймса МакБрайда, должно ответить на три вопроса. За что Негрон убил того посетителя? Откуда у небогатого служащего взялась реликвия стоимостью пять миллионов долларов по ценам черного рынка? И кто же этот пресловутый «спящий человек»? Разумеется, посмотрев фильм, вы получите искомые ответы. Вот только прямое отношение к сюжету имеет лишь первый из них.
Основное действие картины протекает в 1944 году в Италии, и сосредоточено оно на «экспериментальной» 92-ой пехотной дивизии США, созданной при личном участии Элеонор Рузвельт и целиком состоящей из чернокожих солдат. Четыре бойца этой дивизии оказались в тылу немецких войск, укрывшись в небольшой итальянской деревушке. Возглавляет отряд старший сержант Стэмпс (Дерек Люк), твердо уверенный, что когда-нибудь чернокожие станут полноправными гражданами Соединенных Штатов и что он, Стэмпс, воюя в Европе, своей кровью приближает это время. Антитезу идеалисту Стэмпсу составляет сержант Бишоп Каммингс (Майкл Или), циник, ведущий себя, как классический «ниггер» и этим своим поведением, по словам Стэмпса, отбрасывающий афроамериканцев на 400 лет назад. Еще в отряд затесался полный, глуповатый и очень религиозный рядовой Сэм Трэйн (Омар Бенсон Миллер). Наконец, четвертый в этой компании – капрал Гектор Негрон, религиозный, но умереннее Трэйна, здравомыслящий, но не циничный как Каммингс, верящий в лучшее будущее, но не так рьяно как Стэмпс.
Итак, с хорошими парнями разобрались. А кто же плохие парни? Казалось бы, раз это фильм о Второй мировой войне, то ими непременно должны быть фашисты. Однако фашисты, то есть члены Фашистской партии Италии, представлены в фильме комичного вида старичком, заявляющим, что Муссолини-Дуче вернул Италии звание великой державы, и единственной его ошибкой было то, что он связался с этим дебилом Гитлером. Дедок, конечно, недолюбливает лидера местных партизан (Пьерфранческо Фавино), но вреда от него никакого.
Если не фашисты, то, вероятно, плохие парни в фильме – это нацисты, то есть члены Национал-социалистической немецкой рабочей партии? С большей вероятностью можно утверждать, что да. Но и тут надо оговориться. Злодеи, определенно, не простые немецкие солдаты, голодающие в промозглых окопах. Толстые немецкие офицеры – вот те, кто вызывает неприязнь. Впрочем, даже среди немецкого офицерства находятся благородные люди. Видимо, понимая, как смещаются смысловые акценты, Спайк Ли сопровождает каждое появление свастики на экране такой зубодробительной музыкой, будто кто-то со всей дури молотит по барабанам и дует в трубы что есть мочи. Хочешь – не забудешь, что нацисты – это абсолютное зло, хоть подчас и не выглядят таковыми.
Но есть и еще одна категория злодеев. Как вы уже догадались, Вторая мировая нужна Спайку Ли как повод, чтобы в очередной раз высказаться о положении черных в Америке. Значит, плохие парни в картине – это также и белые американцы. Из-за них четыре солдата чувствуют себя в деревне, окруженной врагами, более свободными, чем в своей родной стране. Там на родине местные реднеки в грош не ставят жизнь чернокожего. Но хуже всего то, что такие же реднеки командуют 92-ой пехотной дивизией.
Вынося приговор белой расе, Спайк Ли не боится перегнуть палку. Весьма показательна сцена форсирования реки в начале картины, озвученная томным голосом немецкой пропаганды. Из вражеских репродукторов доносятся призывы, убеждающие чернокожих бойцов сдаться. Зачем им умирать под пулями, пока «белый Джо» кувыркается в постели с их женами, дочерями и даже сыновьями?! И вдруг покажется, что режиссер, пусть отчасти, но солидарен с этими словами, ведь так картинно проплывет потом солдатская каска мимо лежащего в воде трупа. Не менее показушным будет и финал, сделанный по принципу «бога из машины». Справедливость восторжествует, хоть и спустя десятилетия.
Community Info