реж. Райан Флэк
в ролях - Райан Гослинг, Шарика Эппс, Энтони Маки, Моника Карнен, Карен Чилтон
США,
106 мин.
Дэни Данн работает учителем Истории и Физры в средней школе, а на переменках, пока взрослеющие обамы и чегевары играют в баскетбол, плавно догоняется свеженьким крэком, чтобы с новым жаром возобновить дискуссию о правах черных, растений и инопланетян, очень забавляя своими наркоманскими телегами ничего не подозревающих детишек. Торчок очень легко находит общий язык с черными октябрятами, потому что молод, приколен и разговаривает на их языке. Дети доверяют ему и с радостью подставляют свои наивные ушки для учительской лапши. Но среди них есть одна, не по годам смышлённая, тринадцатилетная черная девочка, которая любит поразмыслить о тяготах жизни в гетто, томно посасывая своими огромными губищами продолговатый леденец на палочке. Однажды, девочка застаёт своего учителя в пустом женском туалете за его любимым занятием. Чувак настолько обдолбан, что не успевает вовремя заныкать крэкерскую трубку.
Русскоязычные переводчики снова жидко обделались. «Половина Нельсона» на самом деле нужно было назвать «Полунельсон» — это такой известный захват из вольной борьбы, когда противник просовывает свою руку через вашу подмышку и сдавливает шею и затылок сведенными лапами, не давая возможности развернуться. Название фильма является метафорой поединка между индивидуумом и системой. Учитель Истории рассказывает своим маленьким друзьям о постоянной борьбе противоположностей в обществе, когда одна сторона добивается перемен, а вторая противостоит этим переменам, что явно перекликается с внутренней борьбой главных героев и их желанием высвободится из мертвой хватки жестокой реальности.
Учитель борется с наркотиком, сдавливающим его душу и тело крэкерской ломкой, а параллельно с ним идет борьба маленькой чёрной девочки, которая тщетно пытается вырваться из плена жизненных обстоятельств, не лишившись при этом девственной плёвы, пока она тусуется с окрестными братанами в спущенных шыроких штанинах и криво напяленых бейсболках даун-стайл. Её папаня исчез, оплодотворив маму, а старший брат мотает срок. Мамаша постоянно на работе, а в её отсутствие за девчонкой присматривает кореш брата, местный диллер дядя Фрэнк. В отличии от унылого сморчка-учителя, он является сильным человеком, который берет судьбу в свои руки. Фрэнк впаривает подрастающей Анжеле Дэвис, что в жизни нужно зубами вырывать свой кусок, иначе ничего не получишь. Тяжело вырасти нормальным человеком, если твоим примером для подражания являются наркодиллер дядя Фрэнк и классный руководитель мистер Торчок.
Талантливый парень Райан Гослинг держит актерскую планку очень высоко. Образ укуренного учителя отлично передается нервозными движениями верхних конечностей, устало потирающих уныло-небритое табло нарика, чувствующего скорое приближение адской ломки. Гослинг серьозно относится к своим ролям. Для того, чтобы достоверно передать этот образ, актер плотно тусовался с бывшими наркошами, пытаясь получше вникнуть в концепцию крэкерского торча. Но его роль не заканчивается только этим. Гослинг использует всё своё обаяние, изображая этого наркомана настолько добрым и положительным, что наивные зрители сочувствуют ему до конца фильма.
Малолетнюю девчонку сыграла малолетняя девчонка Шарика Эппс. Режиссеру было западло выискивать подходящую актрису для этой роли, и съемочная группа тупо подъехала к полной скамейке обам, злобно грызущих семечки в каком то чёрном гетто и предложила сыграть главную роль в независимом кино, пообещав взамен новенький баскетбольный мяч. По сути, Шарика играет саму себя, потому что эта роль перекликается с суровой реальностью её собственной жизни.
Между учителем и девочкой завязывается странная дружба. Несмотря на то, что они радикально противоположны по демографическим признакам (пол, цвет кожи, возраст, статус), эти люди понимают друг друга лучше, чем кто либо из их родной среды. Одиночество и внутренняя борьба каждого связывают их между собой. Его рассудок борется с соблазном раскуриться крэком, а девочка борется с соблазном нарубить бабла, продавая крэк таким опущенным чмырям, как ее любимый учитель. В итоге, девочка видит конечный результат своих действий, не отходя от кассы. Круг замкнулся — продавец и покупатель встретились.
Режиссер фильма, Райан Флэк, хорошо передаёт атмосферу мутного состояния потерянности, которое испытывают учитель и его ученица. Вокруг всё серо, в глазах туман, а на душе тоска. Фокус постоянно сбивается, а ручная камера дико трясётся в обкуренных руках хиппи-оператора. Однако, этот фильм уникален тем, что он совершенно не похож на типичные опусы про нариков или на заказные поделки о харизматичных учителях среди трудных подростков, которые так любят снимать в Америке.
Флэк аккуратно ходит по краю, показывая сомнительную связь между учителем-наркоманом и его ученицей без всякой тени голивудского морализаторства. Режиссер ломает привычные стереотипы, придавая глубину и сложность своим героям и не осуждая их за человеческие недостатки. Мол, все мы не без изъяна. Кто-то непрочь принять за воротник или завернуть косячок, а кто-то любит долбить крэк на переменках в учительской курилке.
Если вам нравятся драмы о странной дружбе совершенно разных людей, то этот фильм - для вас.
Скачать на английском
Скачать на русском
Community Info