Пограничное состояние (xso) wrote in drugoe_kino,
Пограничное состояние
xso
drugoe_kino

Category:

Пророк (Un prophète), реж. Жак Одиар, 2009



БАНАЛЬНАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ ДРАМА ИЛИ ОТКРОВЕНИЕ?

Без оглядки на мистицизм. Думаете, времена пророков закончились полтора тысячелетия назад? И дописать священные книги сегодня, в 21 веке, некому? Наш мир устоялся и его понятия незыблемы? С этим, похоже, пытается спорить Жак Одиар, своим фильмом «Пророк», причём аргументация его крайне убедительна.

Однако чтобы до конца понять этот невероятный фильм, нужно держать в уме социальный контекст сегодняшней Франции. Арабы во французском кино до сих пор несли однозначную социальную коннотацию. Даже в фильмах без какой-либо социальной подоплёки, араб всегда под гнётом своего символа. Эту особенность режиссёры могут обыгрывать (как во франкоязычном «Скрытом» Ханеке); могут пытаться её не замечать (как ну, хотя бы, в бессоновом «Такси»), но она всегда тут. Есть просто мужчины, просто женщины... и просто арабы, соотечественники тех мужчин и женщин, но безусловно от них отличающиеся. Одиар же проделывает интереснейший трюк: он "деарабизирует" своего главного героя, напрочь разрушает в нём эту забетонированную национальную дуальность Франции. По визуальным признакам это по-прежнему магребец, но благодаря умелым режиссёрским трюкам, он уже не воспринимается зрителем как таковой. Как Одиару это удаётся? Режиссёр добивается полного смешения незыблемых, казалось бы, социально-национальных каст французского общества. Ведь даже в «общечеловеческом» «Такси», где таксист Даниэль максимально интегрирован в чистофранцузскую среду фильма, этот араб всё равно выступает нагловатым хулиганом, брезгливо относящимся к полиции: Бессон играет в своего Даниэля по-правилам. Представьте же себе русское кино, в котором таджик вдруг становится своим парнем для каких-нибудь люберов, «мочит» других таджиков, а потом рассекает по Москве на собственном «мерсе» в стразах, под заботливой охраной тех самых люберов, и всё это без единой капли стёба, не заставляя хоть на минуту усомниться зрителя в правдивости картинки! Вот такого эффекта удалось добиться Одиару. Каково должно быть ошеломление французской публики! С помощью такого очищенного от коннотаций, девственного, внекастового, вненационального героя Одиар и проводит свою основную мысль: в меняющемся мире, новом мире будет новый Герой, герой с самых низов, откуда его меньше всего и ждёшь. До сих пор режиссёры, писатели, бравшиеся за анализ состояния современной французской цивилизации, констатировали близкую смерть, гибель, коллапс её. А Одиар же стал, пожалуй, одним из первых, кто попытался трезво взглянуть на то, что же будет после. Какой мир будет после. Кто будет после. Малик не просто убийца, не просто бандит, не просто удачливый зек, но Пророк нового, другого мира, новой Франции. Этот фильм – попытка создания новой мифологии на обломках разрушенного старого мира, с символа которого и начинается фильм: тюрьмы. После постмодернизма приходит мифология: с чёткими, прямолинейными, брутальными, апокрифичными чертами, с чистого листа, без каких-либо цитат, отсылок, иронии. Миф в наичистейшем виде. Поэтому практически все линии фильма остаются незавершёнными, фильм абсолютно открыт, в нём вообще нет конца, лишь начало, начало нового, нового времени.



Показательна черта, хорошо характеризующая в фильме старый, наш сегодняшний мир. Его бессмысленную, алогичную жестокость. Не попади Малик в тюрьму за лёгкую провинность, он не достиг бы невероятных вершин. Одиар буквально за уши вытягивает этого упирающегося мечтателя, совестливого парня в убийцы и короли мафиози, и до самого конца, даже на финальных кадрах, Малик не даёт своего добра на такую роль. Вся его природа противоречит насилию, но парадоксальным образом он оказывается на вершине нового мира исключительно благодаря насилию мира старого, насилию, которое ему этот самый мир и навязал! В финале матёрый французский криминалитет медленно семенит за своим новым темнокожим вождём. Куда они идут? Какой будет новая Франция? Скатится обратно в жестокость, во французские «любера» и мафию крупного бизнеса, или через совесть нового пророка изменится до неузнаваемости? Посмотрим, Одиар не даёт даже намёка на ответ. Но мир, по крайней мере, получает шанс на добро, на то, чтобы выбраться из своей грязной вонючей тюрьмы. Что станется с казалось бы неприкосновенными элитами мира старого? Вот на этот вопрос Одиар отвечает. Как -- смотрите фильм.

Вероятно, именно из-за тесной завязки на французский контекст, «Пророк» взял гран-при лишь Канн. Но именно Канн! Ведь для французов это должно быть действительно ошеломляющее кино, веховое.

Не претендуя на абсолютную истину, всё же очень рекомендую этот фильм для вдумчивого просмотра!
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments