Артем Явас (я асфальт, но это нормально) (yavas) wrote in drugoe_kino,
Артем Явас (я асфальт, но это нормально)
yavas
drugoe_kino

Category:

"Забытое серебро" (1995)

Новозеландского бородача Питера Джексона массовая аудитория знает и чтит как постановщика оскароносной трилогии «Властелин колец», поклонники культовых ужасов – как автора «Страшил», «Живой мертвечины», «В плохом вкусе» и «Познакомьтесь с Фиблами», высоколобые критики уважают его за «Небесных созданий» - экранизацию реальной истории о двух новозеландских девочках, решившихся на убийство ради любви. Но мало кто за пределами Новой Зеландии знает, что Питер еще и великий мистификатор: снятый им незадолго до отъезда в Голливуд телефильм «Забытое серебро» (1995), венчающий тот славный «новозеландский период», за который Джексона вечно будут любить киногики, практически незнаком мировой аудитории. А познакомить аудиторию с ним, ей-ей, стоит! Именно здесь талант Джексона как великого выдумщика проявился в наиболее неожиданной и законченной форме.

В центре этой истории – фигура самобытного новозеландского режиссера Колина Маккензи, ставшего первопроходцем во многих областях кинематографа – причем не только в художественной, но и в технической его части. Неутомимый экспериментатор, Маккензи на годы раньше своих европейских коллег сумел получить цветное изображение, совместить картинку и звук, сделать съемку «в движении». В 1901 году, всего через пять лет после изобретения кино, 12-летний Колин сам сконструировал камеру на велосипедной тяге, в 19 лет – снял первую полнометражную картину, в 22 – сел в тюрьму за публичную демонстрацию порнофильма. Маккензи сам делал пленку на основе альбумина из куриных яиц и нитрата целлюлозы из лиственного отвара; несколько лет жизни он потратил на возведение декораций к своему самому амбициозному творению – «Саломее»; постоянные поиски финансирования сводили его то с голливудскими магнатами, то с советским руководством, то с полоумным новозеландскими комиком, весь арсенал которого состоял из издевательств над прохожими… Жизнь Колина была полна взлетов и падений – в погоне за своей кинематографической мечтой он потерял не только близких, но и Родину, а отнявшая бездну сил «Саломея», снимавшаяся много лет, так и не увидела свет при жизни режиссера: в страхе, что готовый материал отнимут инвесторы (актеров, снимавшихся на ключевых ролях, к тому моменту уже не было в живых, что делало пересъемку невозможной), он закапывает фильм в неизвестном месте. Тайное хранилище будет найдено только в середине 90-х, чтобы новозеландцы спустя десятилетия после смерти Маккензи наконец-то смогли воздать заслуженные почести этому гениальному человеку, чей гигантский вклад в развитие кинематографа трудно переоценить.

50-минутная картина смотрится на одном дыхании. Закадровый рассказ Джексона постоянно дополняется комментариями престарелой второй жены Маккензи, продюсера Харви Ванштейна, актера Сэма Нила и со-режиссера фильма Коста Боутса, на нас вываливается ворох дагерротипов, старых пленок, кинопроб, хроники и готовых монтажных кусков, увлекающих зрителя во временной водоворот, с головой погружая его в события первой трети 20-го столетия.

После демонстрации фильма по новозеландскому ТВ зрители оборвали телефон, требуя немедленно внести имя Маккензи в пантеон знаменитых соотечественников. Тогда-то и выяснилось, что Джексон этого персонажа просто… выдумал. А руководство телеканала, куда он пришел со своей идеей, с радостью ее поддержало, и, как итог, общественный эффект этой псевдодокументалистики оказался сопоставим разве что с шоком от знаменитой радиопостановки «Войны миров» Орсона Уэллса («репортаж в прямом эфире» о нападении пришельцев посеял настоящую панику в ряде районов США).

Почему «Забытое серебро»? Вероятно, потому, что именно серебро отвечает за светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фото- и кинопленки. Во всяком случае, такова моя гипотеза относительно названия фильма (всегда буду рад узнать о других его трактовках, если они у кого-то возникнут).

К сожалению, эта великолепно сработанная, безупречная в своей отточенности шутка не имела продолжения: картина прокатилась по фестивалям, и на этом все заглохло; в США "Забытое серебро" было выпущено уже после голливудского дебюта Джексона и прошло там совершенно незаметно; многие «фанаты Пи-Джея» до сих пор не знают о его существовании, и вообще все складывалось так, что этот фильм Питера, находясь в тени других его произведений, в итоге сам станет «забытым серебром» (для русскоговорящего зрителя, знакомого с экзотическим жанром mockumentary лишь по недавней картине Алексея Федорченко «Первые на Луне», так точно). Но мир не без добрых людей: на просторах Интернета нашлись умельцы, выложившие англоязычную копию для скачивания, а пользователь Torrents.ru Константин Филонов перевел картину на русский. Наслаждайтесь, друзья!
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments