okolokino (okolokino) wrote in drugoe_kino,
okolokino
okolokino
drugoe_kino

Categories:

«Жизнь других» (Das Leben der Anderen, 2006)

Хороший немец

Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Сценарий: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Композитор: Габриэль Яред
В ролях: Ульрих Мюэ, Себастьян Кох, Мартина Гедек, Ульрих Тукур, Томас Тиме, Ханс-Уве Бауэр, Фолькмар Клайнерт, Маттиас Бреннер, Чарли Хюбнер, Херберт Кнауп, Бастиан Трост, Мари Грубер, Фолькер Михаловски, Мартин Брамбах, Томас Арнольд

У вас нет права хранить молчание
(Слоган фильма)
 
Получивший Оскара как лучшая иностранная каритна 2007 года, награду Британской Киноакадемии в 2008-м и установивший непобитый по сей день рекорд по количеству номинаций (11) на главную немецкую кинопремию German Film Awards, фильм переносит зрителя в Восточную Германию за несколько лет до падения Берлинской стены. Подобный успех едва ли можно объяснить конъюнктурным интересом мировой общественности к теме развала соцлагеря в Европе, поэтому напрашивается вывод, что кино получилось действительно сильное.
 
Фильм начинается довольно уныло и тускло. Серые пейзажи Восточного Берлина времен построения развитого социализма, давно забытое обращение «товарищ», царящее вокруг мракобесие, довлеющий диктат системы, выхолощенные отношения между людьми, преследование всего разумного, доброго, вечного… Не обманитесь – это намеренный ход режиссера. Обязательно наберитесь терпения на первые сорок минут, особенно если то, что на экране, вызывает у вас собственные неприятные воспоминания о тех временах…
 
Немецкая служба тотального контроля и сыска «штази» по методам работы и не только не уступала, но во многом превосходила своего «большого брата» КГБ.  Не уступала и в эффективности достижения главной цели – обеспечить в стране абсолютную власть уже начавшего трещать по всем швам коммунистического режима. С особой жестокостью преследовалась творческая интеллигенция, писатели и мыслители, всякий, кто осмеливался задумываться над окружающей действительностью.
 
До некоторого времени любимец дочки генсека талантливый драматург Георг Дрaйман и его подруга знаменитая театральная актриса Криста-Мария Зиланд избегают всеобщей участи, отчасти из-за их искренней лояльности режиму и популярности у партийной верхушки. Но однажды пробивает и их час. Роскошная по советским временам квартира Драймана оказывается нашпигованной прослушивающей аппаратурой (все использованные в фильме устройства настоящие и были взяты из музея штази и частных коллекций), а истинный партиец, «беспощадный к врагам Рейха» капитан штази Герд Вислер, чуя неминуемое повышение по службе, рьяно берется за тотальную прослушку и составление подробного досье на бывших фаворитов.
 
И вот тут происходит нечто невероятное. Следя за каждым шагом, вслушиваясь во все разговоры «врагов народа», сыскной агент вдруг с ужасом обнаруживает, что там, в стенах квартиры его подопечных царит ЖИЗНЬ. Там есть реальная, а не показная, преданность убеждениям, идеалы, творчество, стремление к свободе, страсть. Наконец, просто человеческая любовь и дружба, – то есть все то, чего начисто лишена его собственная жизнь.
 
Не просто лишена – сыскной агент даже не подозревал о том, что такая жизнь вообще может быть, и вот он сам стал ее ежедневным свидетелем. Некогда беспощадный к «изменникам родины», тихий и неприметный вершитель человеческих судеб в один прекрасный момент к своему ужасу осознает, насколько пустым и неприглядным на этом фоне является его собственное существование, и как чудовищно неправильно все то, частью чего он с гордостью считал себя долгие годы.
 
Все это начинает исподволь,  постепенно менять и его самого. В его, видимо, еще не до конца парализованной режимом душе, просыпается что-то человеческое. А страх перед этими изменениями борется с восторгом ощущения совершенно новой жизни. Но чем дальше продолжается эта ситуация, чем теснее становится незримая связь между охотником и жертвой, тем неотвратимее Перед капитаном штази становится дилемма: как быть дальше? Беспощадный механизм системы уже запущен, и, казалось бы, ничто не может отвратить фатальной развязки. Но, как оказалось, достойный выход есть…
 
Фильм очень сильный, особенно финальные полчаса. Это яркая история о достоинстве и подлости, о мужестве и малодушии, об умении жертвовать собой из-за своих убеждений и любви к ближнему; а также о том, что в любой стране во все времена находятся настоящие люди, способность которых быть людьми не может побороть никакой режим и никакая система. 
 
Ульрих Мюэ создал потрясающе неоднозначный и сложный образ своего главного героя. Ему удалось очень ярко показать происходящую с ним трансформацию, вызывая у зрителя, иногда всего в течение нескольких минут, диаметрально противоположные чувства. Также отметим сильную, хотя не всегда убедительную, игру Себастьяна Коха.
 
Ссылки по теме: 




 

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments