alfaminse (alfaminse) wrote in drugoe_kino,
alfaminse
alfaminse
drugoe_kino

Category:

Дзифт - Чужая реальность как абсолют экранизации

История, которая не может нравиться. Герои, которые не могут нравиться. Время, которое не может нравиться. Среда, которая не может нравиться. Но фильм получился прекрасным.


Дзифт (тур. zift от араб.) — 1) гудрон, черная смола 2) «жвачка» 3) дерьмо.
Среди вышедших накануне в прокат картин "культовых" режиссеров (Антихрист, Разомкнутые объятия, Съемки в Палермо, Рикки) хочется отдельно выделить болгарскую работу Дзифт. По той простой причине, что она этого внимания достойна, и не как новаторский режиссерский прорыв или концептуально новая вещь, а как кинолента, которую можно без лишних слов поставить в ряд с картинами, которые потом десятилетиями после выхода именуют "произведениями искусства".
Картине дали премию за лучшую режиссуру в 2008 году на Международном Московском кинофестивале, приз Федерации киноклубов России, даже была номинация на Оскар. Что известно о съемочной группе? Явор Гырдев - болгарский театральный режиссер, ставивший пьесы Шекспира, Дюрренматта, Вырыпаева, из фильмов снял три короткометражки. Сценарий Владислава Тодорова, он же автор романа, по которому снимался фильм. Гырдев является основателем художественной группы "Синтез", а Тодоров - "Триумвиратуса", это, видимо, во многом поспособствовало удачному творческому сотрудничеству. Оператор Эмил Христов, успевший поработать в трех десятках картин. В главных ролях Захари Бахаров, до этого встречающийся главным образом в боевиках и триллерах, и Таня Илиева, модель, съемки в Дзифте стали для нее дебютом.
Вместо того чтобы пересказывать сюжет хочется отметить те моменты, которые делают картину чем-то большим чем очередной проходной "авторский артхаусный" фильм, да и просто немного похвалить, чтобы ее захотелось посмотреть.
При просмотре оправданно возникают ассоциации с кинодействительностью и Линча, и Джармуша. Но это скорее признаки определенной художественной эстетики нежели заимствование авторского стиля. Черно-белая лента, четко выверенные кадры, колоритные характеры персонажей, мрачные байки, неоднократно выдыхаемые витки табачного дыма, закадровое повествование - все это создает определенной стилистики действительность, которая захватывает своей гармоничной завершенностью.
Неудивительно, что подобные ленты кажутся искусственными, настолько в них все направлено на воспроизведение художественного "чужого" мира, что черный, злой юмор, как и вся нуаровая атмосфера фильма только усиливают отрыв от реальной жизни, а сама невеселая повествуемая история отнюдь не делает фильм высоконравственным и гуманным. Но, как ни странно, осознание того, что оба автора (и рассказа, и фильма) плевать хотели на нашу с вами действительность, зрительский интерес и ответственность перед аудиторией и выдали свое видение, не вызывает отторжения. Что интересно, кажущийся неправдоподобным и фантасмагоричным, мир в Дзифте абсолютно реален, там нет ни одной ирреальной или иррациональной сцены, однако за счет гиперболизации и общими усилиями создателей (сценарий, операторская, режиссерская работа и т.д.) достигается эффект иной действительности, неприветливой и мистичной. Чего стоит один Ван Вурст, зачитывающий цитаты из "Молота ведьм", с огромным искусственным глазом, который то и дело оказывается в центре кадра и направлен прямо в камеру, смотрит на тебя.
Собственно, идеи в фильме не новы - обреченность, безысходность, смертность, любовь и предательство -, но вкупе с живым творческим подходом и стилистической выверенностью картина приобретает особый мрачный шарм. И философский подтекст также сыграл немаловажную роль.
Определенным достоинством фильма является то наплевательское отношение к успеху фильма, которое и позволило самозабвенно создать нечто полностью нацеленное на воплощение художественного замысла, чуждое привычному заискиванию перед зрителем. Никакого соболезнования героям нет, никакой жалости, никакой симпатии. Вы просто принимаете эту историю и запоминаете ее такой, какой вам ее показали.
Смотреть, конечно, лучше на большом экране.
(с) Alfaminse
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments