Сирин (melkore) wrote in drugoe_kino,
Сирин
melkore
drugoe_kino

Categories:

Gummo (1997)



"Life is great… without it you’d be dead"

я не знаю, как писать об этом фильме.
наверное потому, что в рамках одной рецензии довольно непросто охватить весь спектр эмоций, возникающих во время просмотра. поэтому начну с истории.

Gummo - фильм режиссёра Harmony Korine, 1997-го года, получивший на выходе рейтинг NC-17, то есть лицам до 18-и просьба расслабиться. в то время, когда я на него наткнулся, мой затяжной творческий кризис совпал с огромным количеством свободного времени. тогда я ставил на закачку по несколько фильмов в день и смотрел ежедневно от двух до четырёх. в частности, наибольший процент составляли фильмы, которые не рекомендуется смотреть за обедом. про которые "фу" говорят. именно тогда я успел посмотреть Cannibal Holocaust, Ходоровского, разнокалиберный японский трэш-хоррор и им подобные физиологически неприемлимые картины, поэтому я думал, что мой так называемый мозг уже способен переварить всё, что угодно. я ошибался.

Gummo - это был единственный раз, когда я решил скачать фильм за его рейтинг, и кроме рейтинга не знал о нём ничего. Gummo - это единственный фильм, который я практически выключил во время просмотра, ибо было невыносимо. при том, что в фильме нет ни насилия, ни обнаженки. и снят он без садизма над зрителем. невыносим именно льющийся с экрана поток реальности.

так о чём же речь? был такой городок в Штатах. Ксения, штат Огайо. где-то в середине семидесятых по нему прошелся торнадо, разобрав город по кирпичам. 10-летний Соломон, от лица которого происходит повествование, вспоминает тот день под документальные съёмки творящихся разрушений ("I saw a girl fly through the sky, and I looked up her skirt."). Соломон многое помнит и ему есть, что рассказать о городе и его жителях.
сам он, Соломон, со своим двоюродным братом Таммлером занимаются тем, что охотятся на бродячих кошек, и затем продают их в маркет или в китайскую закусочную. в свободное время Таммлер и Соломон нюхают резиновый клей и посещают умственно-отсталую проститутку Бетти. Соломон вспоминает и других жителей города - братья-скинхеды, которые якобы убили своих родителей... девушка-даун, бреющая брови и кормящая грудью резинового младенца... женщина-альбинос, влюблённая в актёра Патрика Сэйзи... чернокожий карлик, притворяющийся геем... ну, и конечно - собирающиеся на пьяные сходки неквалифицированные служащие... сидящие кругом возле крыльца подростки, сплетничающие ни о чём... изображающие ковбоев дети, по-детски жестоко "играющие" со сверстниками... все вокруг всецело предоставлены самим себе, поскольку ничего не никогда не изменится, двигаться некуда, и всем на всех наплевать. только и остаётся, что пить, торчать, мелко вымещать злобу и похваляться перед другими... да чем угодно. к примеру, одолеть в неравной схватке кухонный стул - чем не победа?





"This shitty-ass rabbit stinks! He smells like pussy! He smells like an asshole! Smell like a pound of bullshit!"

но вместе с тем это не просто white trash, то есть в транс-культурном переводе - обедневший низший класс коренных жителей, погрязших в своей энтропии. разумеется, разложение налицо - причём, как моральное, так и физическое. но фильм реалистичен в той же степени, что и абсурден - прямо как кусок бекона, приклеенный скотчем в ванной Соломона. морально-психическая дистрофия приводит к парадоксальной насыщенности всего окружающего. блеклые, сырые цвета перемежаются пронзительно-яркими, каждая деталь в одежде персонажей, каждая реплика, каждая сцена, показанная под закулисную музыку американских народных песен, перемешанных с тяжелым death-metall'ом - все они наполнены контрастами, противоречиями, бредом, над которыми хочется и смеяться, и плакать. главным образом - закадрово узнавая себя в долговязом Таммлере, танцующем на камеру со словами о том, как бесят его окружающие тупые люди, бессмысленно просиживающие свои жизни. и всё же гротеск Gummo - предельно натурален, и где-то даже описывает окружающую реальность лучше любой самой достоверной и объективной документалки. наверное поэтому так въедается в память фраза, случайно брошенная Соломоном:
"I knew a guy who was dyslexic, but he was also cross-eyed, so everything came out right."













Gummo стал режиссёрским дебютом Хармони Корина, сценариста скандально-известного фильма Kids, который дебютировал в Каннах, но в широкий прокат не выходил потом ооочень долго. примерно такая же судьба постигла и Gummo: жюри фестиваля покинуло зал уже после первой сцены, в которой Соломон топит кошку a железной бочке.
фильм снят в необычной технике, как нарезка постановочных и псевдодокументальных лент, на бракованных и просроченных плёнках, с резкими рваными переходами между почти несвязными сюжетными линиями и повествованиями отдельных героев. наверное, Gummo больше всего похож на сборник рассказов или музыкальный альбом, и за полтора часа успевает поднять темы наркозависимости, насилия, педофилии, гомофобии, психопатии, проституции, эвтаназии и расизма. фильм снимался в родном городе режиссёра, в глубокой провинции, и народ для съёмок набирался прямо с улиц. из сорока персонажей фильма только пятеро - профессиональные актёры. съёмки фильма заняли всего 20 дней, с бюджетом чуть больше одного миллиона долларов. и поскольку всё делалось на коленках, местные реднеки, подозревая нелдадное, частенько наведывались к съёмочной группе с двустволками на перевес, подозревая, что те снимают в подвалах детское порно.

об этом фильме до сих пор много спорят, чаще всего воспринимая его как очередной ушат помоев в сторону зрителя. разумеется, обида и отрицание - привычный рефлекс, знакомый всем с детства. но как ни странно, если просто не сопротивляться правде о человеке и его месте в мире образца текущего века - нетрудно заметить, что и режиссёр отнюдь не пытался изобразить своих персонажей идиотами или извращенцами. так же, как и мы все, они в первую очередь люди. у них есть свои собственные причуды, недостатки, странные и предвзятые суждения... поэтому при близжайшем рассмотрении, как автор сего писания и человек, смотревший Gummo раз как минимум пять, не меньше - для меня лично это в первую очередь пронзительно-лирическое кино, удивительно живое и, как ни странно, доброе. а потом уже всё остальное. ))

"I love my little rooster and my rooster loves me.
I'm gonna cherish that chicken 'neath a green bay tree.
My little duck goes quack-quack
Little hen goes cluck-cluck
Little pig goes ump-ump
And my rooster goes cock-a-doodle-doo, doodle-doo, doodle-doo."
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments