
"Life is great… without it you’d be dead"
я не знаю, как писать об этом фильме.
наверное потому, что в рамках одной рецензии довольно непросто охватить весь спектр эмоций, возникающих во время просмотра. поэтому начну с истории.
Gummo - фильм режиссёра Harmony Korine, 1997-го года, получивший на выходе рейтинг NC-17, то есть лицам до 18-и просьба расслабиться. в то время, когда я на него наткнулся, мой затяжной творческий кризис совпал с огромным количеством свободного времени. тогда я ставил на закачку по несколько фильмов в день и смотрел ежедневно от двух до четырёх. в частности, наибольший процент составляли фильмы, которые не рекомендуется смотреть за обедом. про которые "фу" говорят. именно тогда я успел посмотреть Cannibal Holocaust, Ходоровского, разнокалиберный японский трэш-хоррор и им подобные физиологически неприемлимые картины, поэтому я думал, что мой так называемый мозг уже способен переварить всё, что угодно. я ошибался.
Gummo - это был единственный раз, когда я решил скачать фильм за его рейтинг, и кроме рейтинга не знал о нём ничего. Gummo - это единственный фильм, который я практически выключил во время просмотра, ибо было невыносимо. при том, что в фильме нет ни насилия, ни обнаженки. и снят он без садизма над зрителем. невыносим именно льющийся с экрана поток реальности.
так о чём же речь? был такой городок в Штатах. Ксения, штат Огайо. где-то в середине семидесятых по нему прошелся торнадо, разобрав город по кирпичам. 10-летний Соломон, от лица которого происходит повествование, вспоминает тот день под документальные съёмки творящихся разрушений ("I saw a girl fly through the sky, and I looked up her skirt."). Соломон многое помнит и ему есть, что рассказать о городе и его жителях.
сам он, Соломон, со своим двоюродным братом Таммлером занимаются тем, что охотятся на бродячих кошек, и затем продают их в маркет или в китайскую закусочную. в свободное время Таммлер и Соломон нюхают резиновый клей и посещают умственно-отсталую проститутку Бетти. Соломон вспоминает и других жителей города - братья-скинхеды, которые якобы убили своих родителей... девушка-даун, бреющая брови и кормящая грудью резинового младенца... женщина-альбинос, влюблённая в актёра Патрика Сэйзи... чернокожий карлик, притворяющийся геем... ну, и конечно - собирающиеся на пьяные сходки неквалифицированные служащие... сидящие кругом возле крыльца подростки, сплетничающие ни о чём... изображающие ковбоев дети, по-детски жестоко "играющие" со сверстниками... все вокруг всецело предоставлены самим себе, поскольку ничего не никогда не изменится, двигаться некуда, и всем на всех наплевать. только и остаётся, что пить, торчать, мелко вымещать злобу и похваляться перед другими... да чем угодно. к примеру, одолеть в неравной схватке кухонный стул - чем не победа?
"This shitty-ass rabbit stinks! He smells like pussy! He smells like an asshole! Smell like a pound of bullshit!"
но вместе с тем это не просто white trash, то есть в транс-культурном переводе - обедневший низший класс коренных жителей, погрязших в своей энтропии. разумеется, разложение налицо - причём, как моральное, так и физическое. но фильм реалистичен в той же степени, что и абсурден - прямо как кусок бекона, приклеенный скотчем в ванной Соломона. морально-психическая дистрофия приводит к парадоксальной насыщенности всего окружающего. блеклые, сырые цвета перемежаются пронзительно-яркими, каждая деталь в одежде персонажей, каждая реплика, каждая сцена, показанная под закулисную музыку американских народных песен, перемешанных с тяжелым death-metall'ом - все они наполнены контрастами, противоречиями, бредом, над которыми хочется и смеяться, и плакать. главным образом - закадрово узнавая себя в долговязом Таммлере, танцующем на камеру со словами о том, как бесят его окружающие тупые люди, бессмысленно просиживающие свои жизни. и всё же гротеск Gummo - предельно натурален, и где-то даже описывает окружающую реальность лучше любой самой достоверной и объективной документалки. наверное поэтому так въедается в память фраза, случайно брошенная Соломоном:
"I knew a guy who was dyslexic, but he was also cross-eyed, so everything came out right."





Gummo стал режиссёрским дебютом Хармони Корина, сценариста скандально-известного фильма Kids, который дебютировал в Каннах, но в широкий прокат не выходил потом ооочень долго. примерно такая же судьба постигла и Gummo: жюри фестиваля покинуло зал уже после первой сцены, в которой Соломон топит кошку a железной бочке.
фильм снят в необычной технике, как нарезка постановочных и псевдодокументальных лент, на бракованных и просроченных плёнках, с резкими рваными переходами между почти несвязными сюжетными линиями и повествованиями отдельных героев. наверное, Gummo больше всего похож на сборник рассказов или музыкальный альбом, и за полтора часа успевает поднять темы наркозависимости, насилия, педофилии, гомофобии, психопатии, проституции, эвтаназии и расизма. фильм снимался в родном городе режиссёра, в глубокой провинции, и народ для съёмок набирался прямо с улиц. из сорока персонажей фильма только пятеро - профессиональные актёры. съёмки фильма заняли всего 20 дней, с бюджетом чуть больше одного миллиона долларов. и поскольку всё делалось на коленках, местные реднеки, подозревая нелдадное, частенько наведывались к съёмочной группе с двустволками на перевес, подозревая, что те снимают в подвалах детское порно.
об этом фильме до сих пор много спорят, чаще всего воспринимая его как очередной ушат помоев в сторону зрителя. разумеется, обида и отрицание - привычный рефлекс, знакомый всем с детства. но как ни странно, если просто не сопротивляться правде о человеке и его месте в мире образца текущего века - нетрудно заметить, что и режиссёр отнюдь не пытался изобразить своих персонажей идиотами или извращенцами. так же, как и мы все, они в первую очередь люди. у них есть свои собственные причуды, недостатки, странные и предвзятые суждения... поэтому при близжайшем рассмотрении, как автор сего писания и человек, смотревший Gummo раз как минимум пять, не меньше - для меня лично это в первую очередь пронзительно-лирическое кино, удивительно живое и, как ни странно, доброе. а потом уже всё остальное. ))
"I love my little rooster and my rooster loves me.
I'm gonna cherish that chicken 'neath a green bay tree.
My little duck goes quack-quack
Little hen goes cluck-cluck
Little pig goes ump-ump
And my rooster goes cock-a-doodle-doo, doodle-doo, doodle-doo."
Много раз его уже пересматривал.
Удивился, что кто-то не выдержал и выключил не досмотрев.
Мои извинения, но...
Объясните пожалуйста, что есть "Gummo"? И почему так назван фильм?
Re: Мои извинения, но...
по-моему, полный бред, никакого смысла и эстетики.
Посмотрела его позже вышеупомянутых фильмов, наверное поэтому было скучно, неинтересно, тухло. Но неплохи отдельные сцены, этого не отнимешь.