Saintvlad (saintvlad) wrote in drugoe_kino,
Saintvlad
saintvlad
drugoe_kino

Category:

Антихрист



(Осторожно, содержит спойлеры!)

Я очень люблю фильмы Ларса фон Триера, хотя был в моей жизни период, когда я их совсем не понимал и не любил. Мне нравится и то, что Ларс фон Триер говорит в своих интервью. Поэтому - а также потому, что основной каннский конкурс - с предвкушением выдающегося фильма пошел на "Антихриста".

Фильм сначала показался каким-то уж совсем подозрительно мудреным, а потом вдруг выяснилось, что он чудовищно плох и примитивен, но в конце концов стало ясно: этим он восхитительно хорош и прекрасен.

Начнем с сюжета. Муж и жена трахались, в это время их маленький ребенок выполз на подоконник и выпал из окна, разбился насмерть. Горе мужа и жены было велико. Но муж сумел овладеть собой, а жена впала в жесточайшую депрессию. Муж, по совпадению, оказался психотерапевтом, и взялся жену лечить. Он вывез ее в лесную глушь, они поселились в одиноко стоящем домике под дубом, и каждый день стали проводить сеансы психоанализа, делать упражнения по лечению фобий, и так далее. Но психика жены стала давать еще большие сбои, жена стала сначала высказывать бредовые идеи, и в итоге едва не убила мужа в лучших традициях американских слэшеров, но муж все же сумел спастись и убил ее сам.

Все было именно так. Реалистично, грязно и местами физически ощутимо. Поскольку персонажей в фильме всего два, не считая погибшего в первые минуты ребенка, - приведенное в предыдущем абзаце содержание, даже с диалогами, укладывается в очень небольшой хронометраж. Два притопа, три прихлопа. Но картина-то полнометражная. Что делать? Полному метру нужна вторая сюжетная линия и вообще надо все как-то растянуть. Вопрос растягивания решился просто: в фильме много-много очень красивых и местами очень-очень медленных рапидов, которые придали форме особую Значительность. А что может быть значительнее, чем один из ключевых философских вопросов - вопрос Добра и Зла? Так появилась вторая сюжетная линия - линия как бы сверхъестественных символов: лиса, которая ест сама себя и ВНЕЗАПНО говорит "Хаос правит миром", самка оленя, которая не может родить олененка полностью, и дуб, желуди которого сыпятся на крышу дома по ночам (но никак не днем). Все это грамотно - не придерешься - увязано между собой, накручено, перемешано, искусно вставлено где надо (и еще более искусно - где не надо) - и в результате выглядит жутко серьезно: так, что многие критики принимают все за чистую монету и пишут восторженные рецензии: ах, фон Триер, какой умный и сложный фильм о человеческой и женской природе. Другая же часть публики отказывается все это принимать вообще каким бы то ни было образом, в том числе и потому, что демонстрация обнаженных половых органов даже в течение нескольких секунд за час сорок пять экранного времени по-прежнему вызывает у некоторых смешок или даже гогот, будь то петербургский кинотеатр "Аврора" или каннский Дворец фестивалей.

Адекватнее всего, пожалуй, поступило жюри Каннского фестиваля, присудив картине две награды, одна из которых совершенно справедлива - приз Шарлотте Гейнсбур за лучшую женскую роль (она и в самом деле играет великолепно), а вторая справедлива лишь частично - антиприз фильму за женоненавистничество или как там бишь было сформулировано. Антиприз - очень правильный способ как-то оценить то, что сделал Ларс фон Триер, но никакого женоненавистничества нет. Потому что он снял не серьезное художественное произведение, а сконструировал "весьма художественное" нечто, почти совершенным образом мимикрирующее под Исключительно Серьезное. Не случайно стоит посвящение Тарковскому в финале. Этим фон Триер окончательно добивает тех синефилов, кто послабее, тех, для кого Тарковский - так называемое "наше все". Фильм в самом деле напоминает "Зеркало" - и там, и здесь символизма столько, что можно прямо-таки обосраться, расшифровывавши. На мой взгляд, при помощи "Антихриста" Ларс фон Триер смывает лишние наслоения с творчества Тарковского и ему подобных авторов - то, чего в оном творчестве нет и никогда не было, но что за прошедшие годы накакали, как голуби на памятник", многочисленные "таркологи", "тарковсковеды" и "тарковскофилы". "Антихрист" - это с большой любовью и очень талантливо сделанная очень ироничная пародия (без любви и таланта такое было бы сделать сложно), которая четко показывает: кино как искусство намного проще и грубее, чем кажется.

От экзистенциальной драмы до слэшера - один шаг, - говорит нам фон Триер в момент, когда жена начинает бегать и кричать "Where are you bastard!" - ведь это в самом деле типичная сцена из фильма типа "Райское озеро" или "Хостел", но никак не из "Зеркала" или "Ностальгии". Ведь недаром в этот момент возникает явственное ощущение смены жанра. Почему изменился жанр? - на то была воля автора и больше ничего. Своим "Антихристом" фон Триер как бы напоминает нам бессмертную пушкинскую фразу "Поэзия должна быть, прости Господи, немного глуповата", а пресловутое финальное посвящение Тарковскому - это не посвящение, а самый натуральный ПРЕВЕД.

Название "Антихрист" выбрано также не случайно. Встав на путь тонкого троллинга утонченных кинозрителей, называть фильм обязательно надо было возвышенно. А тут тебе сразу и оксюморон, и Бог, и Дьявол, и все, что душе угодно, и вроде бы по теме - да только голову сломаешь думать над вопросом "почему Антихрист". Потому и Антихрист, что звучит и заставляет думать, более нипочему. А еще слово "антихрист" похоже на слово "артхаус".

"Антихрист" - очень хороший фильм. Он показывает, что при помощи ряда нехитрых приемов можно убедительно изобразить "настоящий артхаус", а потом добропорядочные искусствоведы напишут сотни томов. Так же, как добропорядочные массовые зрители внесут сотни миллионов долларов в кассу "Трансформеров-2". И именно потому "Антихрист", будучи ярким по форме и примитивным по содержанию (как и "Трансформеры-2"), является, в конечном счете, серьезным художественным высказыванием (как "Трансформеры-2" - серьезным рыночным продуктом). Но, в отличие от "Трансформеров-2", "Антихрист" - это фильм, над которым действительно стоит думать. А поскольку думать надо хорошо, поскольку мысль фильма спрятана не там, где вам кажется - это и есть настоящий артхаус.

Браво, Ларс фон Триер!
Subscribe

  • "Далеко до апреля" 1969 г. реж М. Свердлов

    Всегда радуюсь, когда нахожу старый фильм, о котором ранее не слышала. Для меня это всегда маленькое чудо. Ну как такое может быть? Словно в…

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • "Далеко до апреля" 1969 г. реж М. Свердлов

    Всегда радуюсь, когда нахожу старый фильм, о котором ранее не слышала. Для меня это всегда маленькое чудо. Ну как такое может быть? Словно в…

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…