Ничего личного (small_dead_life) wrote in drugoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
drugoe_kino

Categories:

Анимация братьев Квай

Сказочность братьев Квай, обусловленная рождением (Стивен и Тимоти – близнецы) и воспитанием (росли братья в местечке Норристаун близ Филадельфии – городке с иммигранткой, эклектичной культурой), нашла отражение в их анимации – мире тонких манипуляций с материалами в духе текстов Кафки, Хорхе Луиса Борхеса или Бруно Шульца.
В конце 60-х братья переезжают в Европу, и, получив степень магистров в Королевском арт-колледже, заявляют о себе как аниматоры с оригинальным стилем. Несмотря на очевидное влияние многих маститых авторов мультипликации, Стивен и Тимоти умудрились напитать образцы своего творчества атмосферой романтической готики (где бархат, трости и жабо, разумеется, готические шрифты) и индустриальной механистичности в настолько индивидуальной манере, что позволило им выдвинуться в ряд замечательных мультипликаторов и стяжать лавры официального признания.
О некоторых из их работ, я с тщанием шизотима, надеюсь, достойного братцев, стремлюсь рассказать.

Nocturne Artificialia, 1979

«Nocturne Artificialia» - первый анимационный опыт, представленный общественному вниманию на международном фестивале анимации в Оттаве сразу же завоевавший успех. Сыроватая по части абсурдизма по сравнению с поздними работами (достаточно явный сюжет) он уже имеет все признаки характерной для братьев, брутально-сенсетивной анимации.
В «Nocturne Artificialia» депрессивного вида кукла, изображающая мужчину средних лет, избывает только ей известный кризис, перемещаясь по темным улицам темного-темного города на призрачном трамвае. Немного Гамлета из гетто от волшебных близняшек.


Кабинет Яна Шванкмайера, 1984

Не скрывая впечатлений от трудов чешского аниматора, этот мультфильм братья Квай создают в его честь. Уважительное пародирование, прошито многочисленными аллюзиями на творческие схемы Шванкмайера: довольно хаотичное поначалу манипулирование предметами выстраивает стройный символический ряд, а количество предметов (уместно говорить об их нагромождении) обеспечивает качество подтекстов. И в этом фильме все к месту – от овощных портретов Джузеппе Арчимбольдо до внешнего вида кукольных персонажей. Сюжет, если позволительно говорить о сюжетах в фильмах братьев, сводится к следующему: два персонажа – опытный наставник (прототипом которого, возможно, явился сам Шванкмайер) и неофит, взаимодействуют друг с другом. Содержимое черепа ученика заменяется в процессе общения с гуру на более подходящее случаю. Личинка оформляется в личность, и покидает кабинет для новых свершений. Происходящее выглядит достаточно комично, в то же время пугающе, - кукольный младенчик с имплантированным в черепную полость глазом и книжкой шустр и неробок.


Эпос о Гильгамеше / Маленькая метла о которой нельзя говорить вслух, 1985


Гильгамеш – легендарный царь, герой шумерских сказаний, свершивший немало подвигов, а под конец жизни озаботившийся поиском бессмертия. Очевидно, что намеки на эпос должны присутствовать, но в случае с этим мультфильмом (как и с мультипликацией братьев Квай в целом) ничего очевидного нет и быть не может.
В «Маленькой метле» странное и жутковатое существо (неуловимо похожее на куклу из «Пилы»), катается на трехколесном велосипедике, символически ухаживая за изображением разверстого женского тела на столе до тех пор, пока не является крылатое существо (неуловимо похожее на бога Смерти из «Тетради Смерти»). Пришлый чужак то гибнет, то возрождается стараниями велосипедиста… Вновь дружественное слияние зловещего и забавного.


Улица крокодилов, 1986


Как явствует из названия, этот фильм был снят по мотивам новеллы Бруно Шульца «Коричные Лавки», точнее по мотивам одноименно главы этого произведения. Знакомые со специфическим письмом Шульца знают, насколько блестяще он умел передавать совершенно нетривиальные настроения. Улица Крокодилов в «Коричных лавках» – торговая улица современного типа с множеством витрин и вывесок - символ катастрофической деградации, слепое пятно живого и цветущего, предвестник возможного краха.
Анимация «Улица Крокодилов» получившая множество наград, имеет тот же эмоциональный фон, что и глава «Коричных лавок»: тщета, опустошенность, выхолащивание – симптомы угасания слишком человеческого в местности самодовлеющих предметов. Хрупкая марионетка пытливо исследует предложенную местность, забыв, что она – его часть, пока не встречается с пологоловыми представителями своего вида.


Репетиции вымерших анатомий, 1988


Расфокусировка с последующим наведением резкости – прием, позволяющий уловить детали малозаметного при обычном показе. Судорожно бьющееся глазное яблоко – своеобразное ab ovo братье Квай, струны штрих-кода, проволочный гомункул – пульсирующие галлюцинации стремятся оформиться в осознанное. Еще один пример конкурирующей кристаллизации неорганики. Замечательный образец демонстрации «жизни» предметов, принимающих антропоморфный облик только для возможности заявить о случайности человека, в том числе, и как творца. Все тот же застой богооставленности, что и в «Улице Крокодилов»: человек-насмешка – страдающее зерно среди стерильного покоя вещей, а существование белковых тел всего лишь возможность для трансформации неживой материи.


Тихая ночь I: Dramolet, 1988


Здесь братьями Квай обыгрывают собственный кочующий мотив о вторжении чужеродного в область привычного. На сей раз захватническая война идет со стороны образования, похожего на плесень. Необороноспособный, битый жизнью пупс готовится стать пищей для захватчика. Аминь.


Расческа: из музеев сна, 1990


Братья как прежде не подводят догадливого зрителя: упомянув расческу в названии, они прилежно повествуют о расческе, которой снится, что она женщина, которой снится, что она – расческа. Если же повысить градус серьезности, то перед нами разыгрывается маленькая древнегреческая (разумеется, в случаях сюрреализмом, активно используемым братьями, определения такого рода малопригодны) трагедия. Излюбленный персонаж - викторианская кукла со следами многочисленных повреждений существует в декорациях (демонстрация пространства коробки, каморки, закрытого, но изученного помещения в противовес пространствам неисследованным – еще один предпочитаемый мотив), условно называемыми срединным миром, но имеет доступ к сферам как нижним, так и верхним. Куколка карабкается вверх, чтобы очнуться воспоминанием проснувшейся женщины.
Многочисленные лесенки заставляют вспомнить еще одного фетишиста, а также его имени - борхесовскую дурную бесконечность, и внять прозрачному намеку оставить надежды, входя в пространство братской мультипликации.


Тихая ночь II: "Мы все еще женаты?", 1992


Мультфильм-настроение с аллюзиями на фантазии Кэрролла и Линча. Ностальгия о несбывшемся, смешение уровней нави. Красивый видеоряд и звуковое сопровождение.


Тихая ночь III: "Сказки Венского леса", 1992


И вновь трепещущий смыслами трип бессознательного, где на фоне чтения текста Гоголя кукольная рука обходящаяся без остальных частей куклы вершит пассы, чтобы в итоге получить пилюлю непонятного цвета (миниатюра черно-белая) – видимо, закодированный пропуск в пространства меньшей болезни и большей ясности.

Subscribe

  • НЕ СМЕШНО И НЕ СКАЗОЧНО

    Прошёл 5-ый кинофестиваль на Стрелке. И чувства он вызвал полярные. С одной стороны, команда фестиваля - герои, что в условиях "вот этого…

  • "Портрет девушки в огне" (реж. Селин Скьямма)

    - 24 октября на российские экраны выйдет лесби-мелодрама французского режиссёра (или, как теперь принято выражаться, режиссёрки) Селин Скьямма…

  • СЕКС, ФАНТАСТИКА И РОКЕНРОЛ.

    Я даже не готов тут расписаться за всю фантастику, рокенрол и тем более секс, а возьму навскидку несколько опусов, по воле создателей…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • НЕ СМЕШНО И НЕ СКАЗОЧНО

    Прошёл 5-ый кинофестиваль на Стрелке. И чувства он вызвал полярные. С одной стороны, команда фестиваля - герои, что в условиях "вот этого…

  • "Портрет девушки в огне" (реж. Селин Скьямма)

    - 24 октября на российские экраны выйдет лесби-мелодрама французского режиссёра (или, как теперь принято выражаться, режиссёрки) Селин Скьямма…

  • СЕКС, ФАНТАСТИКА И РОКЕНРОЛ.

    Я даже не готов тут расписаться за всю фантастику, рокенрол и тем более секс, а возьму навскидку несколько опусов, по воле создателей…