дебютные "Пальцы" Тобака, пожалуй, наиболее патологичный и странный фильм американского кинематографа. к теме раздвоения личности между криминалом и искусством Тобак как сценарист обращался в фильме "Игрок" (1974) Карла Рейша. но профессор Аксель Фрид всё-таки укладывался в рамки среднестатистического характера. герои "Пальцев" это люди живущие с серьезными отклонениями в психике и морали. Джимми Фингерс (Кейтель), описывается обычно как смесь пианиста и выбивателя долгов. без сомнения Тобак ориентировался на "Пять легких пьес" (1970) Рэфелсона, даже сняв сцену скандала в ресторанчике. но перед нами вовсе не состоявшийся представитель интеллектуальной элиты (или наоборот выпавший из неё), а молодой человек из полукриминальной семьи, пианист лишь по образованию. его артистическая карьера только маячит на горизонте. все свое время он посвящает подготовке к прослушиванию и выбиванию долгов отца-ростовщика.
мы видим в фильме и второй похожий характер: молодая скульпторша Кэрол, с нимфоманскими наклонностями и любовной связь с негром, бывшим боксером, владельцем полуклуба-полуборделя.
и Джимми, и Кэрол совершенно противоположны интеллектуальным героям фильмов Вуди Аллена, проводящим время на выставках, тусовках и за умной болтовней. Нью-Йорк в фильме Тобака это грязные улицы, пригодные для жизни полукриминальных элементов, каменный мешок мрачных стен, дешевые забегаловки да подозрительные клубы. мир таких фильмов как "Паника в Ниддл-парке" (1972) Шатцберга и "Злые улицы" (1973) Скорсезе. удивительно, что этих двух молодых людей, призванных вращаться в совершенно других кругах, тянет на самое дно городской жизни.










"Пальцы" описание жизненного краха человека, не сумевшего выбрать правильную дорогу. и Джимми, и Кэролл склонны к сомнительным моральным поступкам, к отсутствию контроля за своими эмоциями. отношения Джимми и Кэролл - лишь нездоровая сексуальная связь, не могущая стать чем-то большим. встречи Джимми с отцом – обсуждение понятных обоим криминальных проблем. свидание с матерью в психбольнице — и вот еще один изломанный, измученный характер.
начинающийся со сцены, где Джимми полностью растворяется в исполняемой им музыке фильм закончится его полным погружением в насилие и потерю себя.
в центре - моральная амбвивалентность Джимми, для которого естественно сосуществование музыки Баха с кровоподтеками на лице должника и попсовенькой, навязчивой мелодией 50-х. и от нервозности и неуверенности Джимми идет к мелкому хулиганству, вспыльчивости, внезапным вспышкам ярости и самоутверждению в кровавейшем убийстве.
Джимми проваливается на прослушивании, Кэрол взглядом овцы смотрит на своего грубого чернокожего любовника. фактически Кейтель переосмысливает героя Де Ниро из "Таксиста" (1976) Скорсезе. Джимми Фингер - человек без свойств. его социальный, профессиональный и даже сексуальный статус расплывчаты. он странно реагирует на геев в баре, на маленькую девочку, скачущую в сквере. отсутствие понятия нормы, неосмысленность поведения, психологический автопилот - и вот жизнь, в которой нет места призванию, самореализации, любви.
мрачный, впадающий в крайности фильм Тобака пронзительно поэтичен и безысходно жесток. описывая жизнь нью-йоркского юноши из неблагополучной семьи Тобак словно играет издерганное соло на саксофоне, перед закрытием дешевого ночного клуба в мутноватых, грязных лучах прокуренного рассвета.
в 2005 году Жак Одияр снял римейк "Мое сердце биться перестало".
http://www.imdb.com/title/tt0077549/
Community Info