Максим Товкач (maxim_tovkatch) wrote in drugoe_kino,
Максим Товкач
maxim_tovkatch
drugoe_kino

Categories:

"В электрическом тумане" (In the electric mist), реж. Бертран Тавернье


Неизвестно откуда взявшееся существует среди обывателей убеждение, что святой долг любого хорошего человека - ударить, оскорбить или еще как унизить первого встречного плохого человека. Идея эта настолько популярна, что частенько нам предлагают киносюжеты, целиком и полностью замешанные на том, как хорошие люди делают гадости людям плохим. Почему, например, Клуни сотоварищи грабили владельцев казино в "Друзьях Оушена"? Да потому что те всё были люди алчные, черствые и эгоистичные. Плохие, одним словом. Вот и сейчас Бертран Тавернье предлагает нам, зрителям, посочувствовать хорошему, но не слишком щепетильному полицейскому, вершащему правосудие где-то посреди Луизианы.

Кинокритик Юрий Гладильщиков в обзоре последнего Берлинского кинофестиваля написал об "Электрическом тумане" Тавернье как о фильме больше всего напоминающем коэновских "Старикам тут не место".

Сильнее всех удивил, однако, французский мэтр Бертран Тавернье. Его "В электрическом тумане"/In the Electric Mist кажется произведением американца, любителя жанра нуар. Больше всего фильм напоминает о "Старикам тут не место" Коэнов, где действие тоже развивалось на американском Юге, правда в Техасе, а не в Луизиане, а рефлектирующего шерифа-детектива тоже изображал Томми Ли Джонс.

Полицейский в исполнении Томми Ли Джонса расследует убийства в одном из южных американских штатов. В этой фразе практически всё, что есть у двух фильмов общего. Еще их  объединяет актриса Келли Макдональд, в обеих картинах играющая спутницу одного из героев. В обоих случаях судьба ее незавидна. В остальном сплошные различия.

Прежде всего, различны жанры. Тавернье снял классический детектив, в котором атрибуты нуара утопают в буйной растительности луизианских болот. По сюжету почти одновременно обнаруживают два трупа. Первый – женский, второй – мужской. Один – совсем недавний, второй – пролежавший в земле не один десяток лет. Шериф берется расследовать обе эти смерти. Женский труп опознали как местную девушку легкого поведения. В ее убийстве заподозрили местного же делягу с темным прошлым, роль которого играет Джон Гудман. Убитый мужчина оказался чернокожим, осмелившийся в не самой терпимой обстановке ухлестывать за замужней белой женщиной. Проводя расследование, шериф параллельно берет под свою опеку беспутного актера, приехавшего в Луизиану сниматься в фильме о гражданской войне.

Детективные каноны у Тавернье соблюдены полностью. Личность негодяя и мотивы его злодеяний станут известны лишь в конце фильма. У Коэнов не так. В их остросюжетной притче зло персонифицировано в персонаже Хавьера Бардема – Антоне Чигуре, демонстрирующем свои навыки убийцы уже в самом начале. Интрига сохраняется лишь в том виде, что зритель на протяжении всего действия гадает, убьет или не убьет Чигур того, за кем гонится.

Герои, сыгранные Томми Ли Джонсом в фильмах Коэнов и Тавернье, также весьма несхожи между собой. Шериф Эд Том из "Старикам тут не место" мало чем напоминает классических служителей американского правосудия. Своим характером он больше походит на мисс Марпл из романов Агаты Кристи. Как и пожилая английская дама, Эд Том спокоен, рассудителен, мягок с людьми. И в то же время он удивительно наблюдателен и сметлив. Шериф Дэйв из "Электрического тумана", наоборот, не склонен к излишним сантиментам. Он запросто выскажет любому всё, что о нем думает. Те же, кто ему особенно не нравятся, рискуют нарваться на кулак. С Эдом Томом Дэйва роднит только богатый жизненный опыт, позволяющий безошибочно разбираться в людях.

Замечу еще, что коэновские "Старики" рассказывали нам, как сильно изменились времена и как низко пали нравы. Кажется, что в прошлом даже преступники были мягче и моральнее. Тавернье, в свою очередь, мало заботит дух времени. Когда же он всё-таки заговорит о нем, то вывод будет прямо противоположный сделанному Коэнами. Ничего не меняется. Лучше всего эту мысль формулирует один из второстепенных персонажей, резонно замечающий в разговоре с шерифом, что он по-прежнему живет в штате Луизиана. И действительно, Луизиана не сильно переменилась со времен гражданской войны. Да, на полях былых сражений южан и северян сейчас снимают кино, но по-прежнему хорошие люди борются с плохими людьми.

Такую строгую моральную основу фильма как нельзя лучше подчеркивает финал. Всем воздастся по делам их. Плохие ответят за сотворенное ими зло, "заблудшие овцы" встанут на путь исправления, а хорошие люди насладятся заслуженным миром и покоем.

подробности о фильме смотри здесь
 
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment