Сирин (melkore) wrote in drugoe_kino,
Сирин
melkore
drugoe_kino

Categories:

Les jeux des anges (Walerian Borowczyk, 1964)



страх и неприятие - две разные вещи. многие фильмы, которые можно назвать физиологически неприятными, могут не быть страшными в привычном понимании этого слова. реальный страх гнездится в человеческой психике совсем в других образах, часто не зависимых от чувства опасности. может быть поэтому самым страшным художником я назвал бы не Гойю и не Бэкона, а писавшего народную жизнь Брейгеля. самым страшным в кинемотографе - "Кроликов" Линча. самым страшым в мировой анимации - Les jeux des anges польского аниматора Walerian Borowczyk...

Les jeux des anges - в буквальном переводе "Игры Ангелов" - это даже не анимация, а что-то вроде визуального повествования. при практически полном отсутствии действия всё, что мы видим - это меняющееся положение "глазка". представьте себя в кресле из "Заводного Апельсина", с насильно открытыми глазами, вынужденным созерцанием, зафиксированным углом зрения. вся динамика состоит только в перемещении самого кресла по заведомо обусловленным траекториям, где у вас опять же нет выбора - куда смотреть и что видеть.

в анимации вы попадаете в мир, населённый трубами, стенами и железной дорогой. вас привозят на фабрику, на которой производится демонтаж ангелов. впрочем, происходящее неочевидно, мы видим только намёки, нам же больше показывают составляющие фабрику примитивные формы - поверхности плоскостей, углы, торчащие в разные стороны циллиндритеские предметы, шары и кубы. полуабстрактные ангелы появляются мельком. или целыми - сваленные в кучи, или в ходе демонтажа - выщипывание крыльев, отделение головы, снятие кожи. уже по частям, в виде красных кусков. иногда мы также видим населающие фабрику немногочисленные существа-вещи, которые разлетаются от взгляда наблюдателя и иногда враждуют между собой. но они здесь - ничто, их действия ничего не определяют. фабрика, движимая ничем, существует как будто на механическом автоматизме, сама по себе, без цели и смысла. можно аргументировать, что образ фабрики связан со злом, адом, насилием и жестокостью, но всё это - качества, присущие людям. фабрика не жива, она работает не потому, что хочет или что ей это нравится. в ней есть только холодная механизированая инерция, которую бесполезно обвинять в аморальности. и зритель, увидев её, просто увозится обратно по тем же железнодорожным путям.











фильм снят нарочито минималистично, из грубых зарисовок и холодных цветов. его формы - неидеальны, в них присутствует определённая сырость и обветшалость, как будто описываемый механизм был построен не в какой-то момент человеческой истории, а существует параллельно, в своём мире неидеальных форм. фильм часто определяют как метафору концлагарей, но в целом его подтекст глубже и шире, в нём в равной степени перемешались и мистика, и сюрреализм.

ахтунг: фильм есть на ютубе и других онлайновых видеоблогах, но при оцифровке, видимо, побились цвета и всё стало затонированным в густо-бардовый цвет. поэтому убедительная просьба не смотреть его там даже для ознакомления. я скачал фильм в большой компиляции 100 шедевров мировой анимации на трекере пиратской бухты, не знаю, есть ли он где ещё. в любом случае, по скринам должно быть видно, как он должен выглядеть на самом деле.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments