Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Category:

"Возлюбленная Любляна", реж. Матьяж Клопчич






Словенский режиссёр Матьяж Клопчич родился в 1934 году   -   в год убийства короля Александра. Именно с обстоятельств этого убийства начинается фильм "Возлюбленная Любляна"   -   детальная реконструкция довоенной и военной Словении, побывавшей последовательно под итальянской оккупацией, и затем под немецкой.
Фильм интересен именно как историческая реконструкция   -   настолько точен и выверен каждый кадр, безупречна каждая мелочь, продумана каждая потертость на пиджаке или шторе, каждая царапинка на ручке патефона. С этой точки зрения картину Клопчича можно демонстрировать как учебное пособие для реквизиторов, костюмеров, декораторов, визажистов, звукорежиссёров   -   складывается ощущение настоящего путешествия во времени, буквально чувствуешь запах начищенных сапог итальянского офицера, затхлости пыльных меблированных комнат борделя, сравниваешь сукно итальянских и немецких мундиров и обнаруживаешь, что "Джовинетта" подозрительно похожа на "Лили Марлен"...  Наружная реклама словенских улиц начала сороковых непритязательна и лаконична   -   сначала портреты дуче, затем   -   фюрера...
Если с точки зрения исторической достоверности кинозарисовка дотошного Клопчича может войти в учебники киноискусства, то к сценарию, да и вообще, к сюжету, лично у меня есть претензии:)))). Невыстроенность драматургии, нелогичность поведения героев, смазанность характеров, чрезмерная акцентуация на, в общем-то, вторичных персонажах   -   это, как мне кажется, одна из бед сегодняшнего европейского кинематографа в целом. Остальные замечания носят совсем уже субъективный характер. Постараюсь сформулировать, хотя не уверена, что получится.
Главное впечатление от восточно- и центральноевропейского кинематографа последних лет   -   ощущение глубокой "периферийности самосознания", чего категорически не было в кино социалистической эпохи. Для того же Занусси, Карела Кахиня или Душана Макавеева их Польша, Чехия или Югославия были центром Вселенной, в них решалась судьба мира, вершилась мировая история.  Для нынешних кинематографистов окраинной Европы их Родина   -   транзитный пункт в стороне от перекрёстка мировых дорог,  этакий Lebensraum для сильных мира сего.  Отсюда и кардинальные изменения в построении сюжета, другие герои, другие характеры.  В Любляне Клопчича один-единственный горожанин (и то наполовину француз) участвует во Фронте Сопротивления, и гибнет практически на 10-м кадре.  Из кого состоит Фронт   -   абсолютно непонятно, это некая абстракция, потому как весь город лихорадочно ищет способы приспособиться к жизни при новых хозяевах.  Все люблянские женщины спят с итальянскими и немецкими офицерами, все отцы наставляют сыновей, как нужно себя вести, пока в городе хозяйничают итальянцы, что должно понравиться немцам, а что   -   коммунистам, буде они победят.
Видимо, кинематографисты стран бывшей народной демократии настолько стремятся избежать патриотического пафоса советских времён, что снимают "от противного", упиваясь совсем не тем, что воспевали и героизировали их предшественники. Вспомните "Пианиста" Романа Полански   -   герой не находит себя в сопротивлении, а пытается выжить, забиваясь в крысиные норы, вызывая не восхищение, а сострадание и жалость. В "Любляне..." Клопчича пожилой мэр города, не сумевший принять новый порядок жизни под свастикой, бросается в реку. Не вдаваясь в сопоставление художественных достоинств фильмов разных эпох, замечу лишь, что система ценностей и портретная галерея персонажей нового европейского кино практически не оставляет места для понимания того, как и благодаря чему удалось победить фашизм.
Случайно или нет, но и в фильме Клопчича самые принципиальные, несгибаемые и вызывающие искреннюю человеческую симпатию персонажи   -   бордельные шлюхи, случайно или умышленно одетые в кумачово-красные наряды...
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments