Ничего личного (small_dead_life) wrote in drugoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
drugoe_kino

Category:
  • Music:

Эпидемия, Ларс фон Триер

Производство: Дания, 1987
Жанр: драма, ужасы
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Клес Кастхольм Хансен, Ларс фон Триер, Гитте Линд, Сусанне Оттесен, Свенд Али Хаманн, Удо Кир

Для того чтобы иметь представление о таком явлении как Ларс фон Триер достаточно посмотреть «Эпидемию» - фильм ранний, а потому во многом определяющий последующую деятельность этого кинорежиссера. Ларс фон Триер – тут я пойду тем же путем, по которому движется означенная персона, а потому вежливо смолчу на все обвинения в нападках на величину – симбиоз двух «П», где первая «Провокатор», вторая «Придурок». Ну, а в качестве доказательства своих «провокативно-придурочных» заявлений привлеку означенный фильм и несколько наблюдений, возможно спорных.

Включив зеленый свет альтернативе, в том числе и в тех сферах, где использование альтернатив более, чем сомнительно, некоторые получили сомнительную же возможность назвать интеллектуальным кино то, что является, условно говоря «лязганьем металла по стеклу» - предупреждающим об опасности сигналом – этот шумовой эффект раздражает, но к интеллекту отношение имеет опосредованное. Приоткрывая дверь на творческую кухню, фон Триер точно и тонко демонстрирует механизмы, заставляющие «работать» его фильмы: расширение пределов допустимого, маркировка границ, движение к очередному кругу. Рисуемые на стене схемы, включение для пущей зрелищности шокирующих моментов (чтобы интеллектуальный зритель не заснул, как же. Примерно ту же торную тропу разрабатывает отечественный производитель – литератор Владимир Сорокин), ирония, самоирония. И ведь никого уже не смущает, что главными действующими лицами в фильмах фон Триера являются дурачки, блаженненькие и прочие альтернативщики сознания, идущие трудными дорогами. Хитрый «Придурок» юзает бедных придурков, средствами кинематографии визгливо предупреждая не совать интеллектуальные носы в вопросы жертвенной дегенеративности. Но нет, некоторые считают, что через рефлекторные муки героев фон Триера, которых должно быть жгуче жаль, обязан пройти чуть ли не каждый, и все эти колыхания ряски – вариант нормы, а самый человечный человек немного скорбен умом.

В «Эпидемии» Ларс решил быть ироничным до предела, и сыграл придурка самостоятельно. Вместе со своим напарником-придурком Нильсом они пишут сценарий к фильму, взамен уничтоженного компьютерным вирусом. Работа срочная, качества нового сценария, казалось бы, соответствующие: на двенадцати листах рассказывается история врача, желающего лечить заболевших бубонной чумой, но вместо этого распространяющего вокруг себя заразу (очень символично, не правда ли?). Доктор – агнец в лучших традициях фон Триера, инфицировав небо, воздух и воду, залезает в пещеру, пересидев, вылезает из пещеры, воздает хвалу богу за спасение. В процессе написания сценария два товарища тщательно, смакуя детали, исследуют причины возникновения, развитие и ликвидацию последствий эпидемий чумы. Сбор материала происходит на фоне постоянного стеба, даже срочная операция напарника не снижает градуса веселья (знаковая сцена, где напарник вспоминает, угогатываясь, как он переписывался с детворой женского пола, прикидываясь подростком). Торжество феерического раздолбайства в виде двенадцати страниц бреда заканчивается на встрече с продюсером, убедить которого в достоинствах малостраничного труда приглашаются гипнотизер и медиум. Девушка-медиум, погруженная в транс, попадает в пространство сценария. Она описывает происходящее, ее начинает бить истерика, и, выйдя из транса, но оставаясь в пределах зачумленной зоны, она, к ужасу присутствующих начинает заболевать, заражая остальных, откуда становится очевидным, что этот сценарий посильнее любого компьютерного вируса.

«Эпидемия» - фильм-саморазоблачение. Ларс и Нильс пишут идеальный сценарий фон Триера – максимальное воздействие при минимуме вкладываемых средств. В дальнейших своих работах Ларс фон Триер будет активно использовать демонстрируемые схемы, но только в «Эпидемии» откровенно показывается, что за ними стоит. Возможно, этот фильм стоит смотреть после пары-тройки других фильмов фон Триера (хотя и сам по себе он достаточно откровенен), чтобы на этапах знакомства не упустить из виду ту самую краснониточную суть, и в дальнейшем смотреть образцы кино-не-для-всех за его авторством с большим скепсисом.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments