Седьмой день ММКФ выдался для меня "итальянским" - решила посмотреть один фильм из ретроспективы анфан террибля итальянского кино Марко Феррери, чья "Большая жратва" когда-то раз и навсегда определила мои симпатии к этому нонконформисту и хулигану с кинокамерой. Выбор пал на "Историю обыкновенного безумия" - фильм итало-французского производства про русского алкаша в Америке, снятый 28 лет назад по рассказу Чарльза Буковски с поэтическим названием "Эрекция, эякуляция, эксгибиционизм и вообще рассказы об обыкновенном безумии".
Да-да, для тех, кто не понял, перманентно пьющий и трахающий всё, что движется литератор Сёркинг - это опустившийся русский писатель Сыркин, которого судьба-злодейка занесла в Лос-Анджелес. Наверняка таких Сёркингов - пол-Америки, но Бену Газзаре удаётся сыграть это в шаге от гениальности. Его небритый, нетрезвый и абсолютно уверенный в своей притягательной сексуальной неотразимости Сёркинг - несомненное альтер эго Буковского, а мутные, полубессмысленные похождения - кусочки его автобиографии, помноженные на комплексы, слабости и вредные привычки:). По горькому закону жизни, как только на смену калейдоскопичным, беспорядочным, ни к чему не обязывающим отношениям приходит настоящее чувство, всё заканчивается трагически. Забегая вперед, скажу, что после этого тонкого, трогательного и проникновенного фильма Феррери на ларсфонтриеровского "Антихриста" я пошла уже подготовленным зрителем:)), и мне совсем не было тошно смотреть, как героиня Шарлотт Гейнсбур отрезает себе клитор, ибо за пару часов до этого я имела удовольствие любоваться отрезанным клитором героини Орнеллы Мути. А с учетом того, что Феррери это снял за 28 лет до фон Триера - эпигон фон Триер нервно курит в углу, вторичный и неоригинальный:))))).
Так или иначе, но именно обращение к итальянскому кино выявило моего личного победителя фестиваля. Фильм Паоло Соррентино "Изумительный" был показан в неконкурсной номинации "Восемь с половиной фильмов", но если бы он участвовал в конкурсе, уверена, он бы не оставил другим картинам никаких шансов.
Фильм-портрет легендарного премьер-министра от христианско-демократической партии Джулио Андреотти, удерживавшего премьерский пост 7 сроков, влиятельнейшего политика Италии конца прошлого столетия, возрождает лучшие традиции итальянского политического кино. Нет для политика большего проклятия, чем политическое долголетие - правление Андреотти сопровождалось скандалами, его обвиняли как в потворстве Красным бригадам, так и в содействии убийству Альдо Моро (мучительная мысль о том, что кровь Моро у Андреотти на руках, проходит красной нитью через всю картину, а знаменитые кадры пленного в тренировочном костюме на фоне флага Красных бригад повторяются как кошмар главного героя), мафия развязала против него и членов его команды настоящую войну (в начале фильма - более чем выразительные кадры кинохроники и перечисление фамилий погибших от рук мафиози политиков, банкиров, депутатов, адвокатов и других сильных мира сего), сам Андреотти считал борьбу с мафией делом всей своей жизни, что не помешало ему быть обвиненным в покровительстве мафии, мошенничестве, заказных убийствах и быть подвергнутым суду. После трехлетнего процесса Андреотти был приговорен к 24 годам тюрьмы за якобы заказанное им убийство журналиста Мино Пекорелли, который хотел опубликовать откровения убитого «Красными бригадами» Альдо Моро. В следующем году дело было пересмотрено, приговор отменен, Андреотти вышел на свободу.
"Не считая Пунических войн, меня винили за все, что произошло в Италии. Меня наградили кучей прозвищ: Юлий Великолепный, Первая Буква Алфавита, Горбун, Лис, Молох, Саламандр, Черный Папа Римский, Вечность, человек из нижнего мира, Вельзевул. Но я никогда не выдвигал обвинений по одной простой причине: у меня есть чувство юмора. У меня еще кое-что есть: обширный архив с компроматом на том месте, где должно находиться воображение", - говорит Андреотти. Тем не менее в случае с лентой Соррентино, отхватившей приз жюри на Каннском кинофестивале-2008, фирменное чувство юмора Андреотти подвело: - фильм был воспринят Юлием Великолепным резко в штыки, что, на мой взгляд, вполне объяснимо. "Изумительный" - убийственная политическая сатира, просто приговор христианским демократам. При этом сам Джулио Великолепный выведен вроде бы вполне сдержанно - непроницаемое лицо - восковая маска, выражение которого ни разу не меняется, закадровый текст, вполне располагающий слушателя к герою, отражающий его постоянные личные терзания... И тем не менее с первых же кадров понимаешь, что перед нами - карикатура, иронический шарж на самого политика и злобная, гротесковая сатира, изображающая его ближайшее окружение, своеобразный парад уродов, галерея портретов в стиле "Капричос" Гойи. Убийцы, мздоимцы, имбецилы, лицемерные святоши, погрязшие в коррупции покровители мафии, крупные, не гнушающиеся ничем воротилы и мелкие продажные душонки - это всё о христианско-демократическом правительстве и его клиентеле.
Энергичный монтаж, агрессивная закадровая музыка, повышенная контрастность света и теней, скупая цветопередача, отсылающая к чёрно-белому кино - фильм "Изумительный" совершенно изумительный. Поразительно, что московская фестивальная критика его не заметила - поисковики не находят ни одной русскоязычной рецензии, что, впрочем, ещё раз подтверждает печальную мысль о местечковом характере околофестивальной журналистской братии. Подождем, что скажут серьезные киноведы.
Community Info