Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Шестой день ММКФ


Я уже упоминала о ренессансе восточноевропейского кино, свидетелями которого  зрители ММКФ стали в последние несколько лет.  К сожалению, странная отборочная политика устроителей и внутренний фестивальный расклад сил таков, что наиболее интересные ленты не попадают в конкурс, оставаясь на периферии фестиваля, и это очень обидно, поскольку многие из них реально могут претендовать на высшие награды.  Несколько лет подряд нас радуют Болгария, Румыния, Венгрия, а восточноевропейские режиссеры являют совершенно неоправданную "периферийность сознания", не помышляя о том, чтобы попытаться составить конкуренцию западным мэтрам, и абсолютно, на мой взгляд, напрасно.



Каким-то чудом в конкурс попала стильная лента  венгра Петера Гардоша "Выходка",  о воспитании мальчиков в католическом колледже начала века.   Сюжет перекликается с картиной Питера Маллана  -  победительницей  59-го Венецианского кинофестиваля  2002 года "Сестры Магдалины", только в "Сестрах..." школа была для девочек.  Итак, 1912 год,  "Титаник" уже затонул, а революция в России пока не победила.  Всюду жизнь,  и только в колледже остановилось время.  Обычно такие замкнутые пространства   -   средоточия всех пороков и свинцовых мерзостей бытия.  Фильм с вполне однозначно сформулированной антиклерикальной авторской позицией (в то время как в России,  похоже, буйным цветом зацвёл новый кинематографический тренд     -    апология духовных ценностей, оплотом которых объявлена РПЦ).  



Одно из главных фестивальных открытий     -     изумительная лента болгарина Светослава Овчарова "Единственная история любви, которую не описал Хемингуэй"
1922 год.  Вызывающего вида молодого американца ночью ссаживают с поезда «Восточный экспресс», где он устраивает пьяный дебош, на крошечном полустаночке в болгарской глубинке. Станционный смотритель и его красавица-дочь поначалу воспринимают его враждебно, как "кровопийцу", убивавшего на войне их соотечественников, но потом, убедившись в том, что незваный гость    -   представитель вполне мирной профессии (представился военным корреспондентом "Торонто дейли стар"), спасают его от вшей и малярии.   Действие разворачивается в течение одного вечера, в помещении железнодорожной станции, и сопровождается неподражаемыми диалогами на смеси болгарского, английского и французского языков.    На следующий день станционный смотритель,  сочтя, что гость позволяет себе лишнее в отношении его дочери, подсыпает тому снотворное и запихивает его, находящегося в бессознательном состоянии, в поезд.  И только спустя какое-то время  обнаруживается,  что американец забыл на станции завернутый в газету военный крест с именной гравировкой: «Эрнест Хемингуэй»   -     первым американцем, раненным на итальянском фронте и награжденным королем Италии медалью и Военным крестом, был именно юный писатель...
szg_akt2 назвал болгарский фильм, напоминающий театральную постановку,  очень бергмановской и одновременно очень чеховской лентой.  Действительно, даже недостатки перевода не способны затмить прелесть поистине чеховских диалогов.  Тонкие  и  выразительные диалоги, помноженные на ювелирную историческую достоверность, хрустальную музыку и великолепную игру света и теней дают в результате камерное кино большого стиля.



Крупнейший представитель чехословац­кой "новой волны" Юрай Якубиско после распада Чехословакии автоматически превратился в словацкого режиссера номер один:)).  Семидесятилетний мэтр весьма романтического облика (длинные седые волосы, чёрная шляпа а-ля Михаил Боярский)  лично представлял свое новое трехчасовое историческое полотно "Батори"  вместе со своей женой Дианой Якубиско, выступившей в роли продюсера и исполнившей одну из главных ролей    -    роль колдуньи.
Якубиско объяснил, что несмотря на то, что герои фильма по традиции причисляются к венгерской истории, кино именно словацкое:))), поскольку в начале 17 века территория нынешней Словакии, на которой находится легендарный зловещий замок Эржебет Батори, принадлежала Венгрии.  Режиссер не без гордости отметил, что его фильм     -  самая дорогая картина в истории восточноевропейского кино, а деньги на съёмки нашла его дражайшая супруга, посверкивавшая недобрым глазом настоящей ведьмы. Правда, когда Якубиско озвучил стоимость фильма    -    1 миллион евро    -    по залу прошел смешок: по российским меркам это настоящая малобюджетка....
История графини Эржебет Батори почему-то не так широкоизвестна, как предания о Жиле де Ре  -  Синей бороде или графе Дракуле,  тогда как именно она     -    реальный исторический персонаж,  занесенный в книгу рекордов Гиннесса как самая кровавая серийная убийца-женщина.  Если верить легенде, наша отечественная Салтычиха не годится графине Батори и в подмастерья     -   число жертв кровавой графини исчисляется тысячами.  Якубиско поставил перед собой и блестяще решил смелую и весьма сумасбродную задачу восстановления,  с его точки зрения, исторической справедливости и оправдания графини Батори, которую, с его точки зрения, оклеветали могущественные враги    -  крупные венгерские феодалы, положившие глаз на её владения.  Режиссер сразу предупредил, что те, кто пришел в кино в предвкушении кровавого триллера, могут сразу уходить из зала    -    ибо графиня есть несчастное, оклеветанное создание, мятущаяся душа, мудрая правительница, мужественно сопротивлявшаяся наветам недругов и завистников.  Тем не менее, кровища в фильме льётся бурными реками, но ощущения пошлой избыточности почему-то не возникает, всё очень органично и не вызывает внутренного протеста:)).  По версии авторов,  число жертв Батори завышено молвой на порядки, при этом, конечно, режиссер не пытается отрицать, что убивала Эржебет с превеликим таки удовольствием, правда, якобы, только употребив в пищу галлюциногенных грибов, заботливо поставляемых  женой режиссера колдуньей.  Впоследствии графиня приказала убить колдунью и перестала потреблять грибы, в связи с чем уровень её кровожадности заметно снизился, но было уже поздно, клевета и наветы сделали свое черное дело, и несмотря на то, что в ванне, которую принимала Эржебет, соперники графини вместо крови юных девственниц обнаружили раствор каких-то красных трав, было уже поздно, графиню несправедливо обвинили в убийстве нескольких  тысяч человек и осудили.
Ванны из крови, видимо, произвели на Якубиско особое впечатление    -   он с жаром опровергал легенду, ссылаясь на собственный опыт купания в ванне из молока    -   режиссер поведал, что даже молочные ванны источают дикое зловоние, чего уж говорить о кровяных.  Аргументация, конечно, так себе:)), но благодаря великолепным пейзажным съемкам, идеально подобранным актерам (Анне Фрил   -   Эржебет    -    я бы спокойно вручила приз за лучшую женскую роль),  впечатляющему масштабу исторического кинополотна зритель готов простить и легко переварить и потоки крови,  и ошмётки растерзанной плоти, и чад горелого человеческого мяса, и вырванные волосы и ногти, и раздробленные кости, и прочие атрибуты восстановления исторической справедливости.   
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments