Я уже упоминала о ренессансе восточноевропейского кино, свидетелями которого зрители ММКФ стали в последние несколько лет. К сожалению, странная отборочная политика устроителей и внутренний фестивальный расклад сил таков, что наиболее интересные ленты не попадают в конкурс, оставаясь на периферии фестиваля, и это очень обидно, поскольку многие из них реально могут претендовать на высшие награды. Несколько лет подряд нас радуют Болгария, Румыния, Венгрия, а восточноевропейские режиссеры являют совершенно неоправданную "периферийность сознания", не помышляя о том, чтобы попытаться составить конкуренцию западным мэтрам, и абсолютно, на мой взгляд, напрасно.
Каким-то чудом в конкурс попала стильная лента венгра Петера Гардоша "Выходка", о воспитании мальчиков в католическом колледже начала века. Сюжет перекликается с картиной Питера Маллана - победительницей 59-го Венецианского кинофестиваля 2002 года "Сестры Магдалины", только в "Сестрах..." школа была для девочек. Итак, 1912 год, "Титаник" уже затонул, а революция в России пока не победила. Всюду жизнь, и только в колледже остановилось время. Обычно такие замкнутые пространства - средоточия всех пороков и свинцовых мерзостей бытия. Фильм с вполне однозначно сформулированной антиклерикальной авторской позицией (в то время как в России, похоже, буйным цветом зацвёл новый кинематографический тренд - апология духовных ценностей, оплотом которых объявлена РПЦ).
Одно из главных фестивальных открытий - изумительная лента болгарина Светослава Овчарова "Единственная история любви, которую не описал Хемингуэй".
1922 год. Вызывающего вида молодого американца ночью ссаживают с поезда «Восточный экспресс», где он устраивает пьяный дебош, на крошечном полустаночке в болгарской глубинке. Станционный смотритель и его красавица-дочь поначалу воспринимают его враждебно, как "кровопийцу", убивавшего на войне их соотечественников, но потом, убедившись в том, что незваный гость - представитель вполне мирной профессии (представился военным корреспондентом "Торонто дейли стар"), спасают его от вшей и малярии. Действие разворачивается в течение одного вечера, в помещении железнодорожной станции, и сопровождается неподражаемыми диалогами на смеси болгарского, английского и французского языков. На следующий день станционный смотритель, сочтя, что гость позволяет себе лишнее в отношении его дочери, подсыпает тому снотворное и запихивает его, находящегося в бессознательном состоянии, в поезд. И только спустя какое-то время обнаруживается, что американец забыл на станции завернутый в газету военный крест с именной гравировкой: «Эрнест Хемингуэй» - первым американцем, раненным на итальянском фронте и награжденным королем Италии медалью и Военным крестом, был именно юный писатель...
Крупнейший представитель чехословацкой "новой волны" Юрай Якубиско после распада Чехословакии автоматически превратился в словацкого режиссера номер один:)). Семидесятилетний мэтр весьма романтического облика (длинные седые волосы, чёрная шляпа а-ля Михаил Боярский) лично представлял свое новое трехчасовое историческое полотно "Батори" вместе со своей женой Дианой Якубиско, выступившей в роли продюсера и исполнившей одну из главных ролей - роль колдуньи.
Якубиско объяснил, что несмотря на то, что герои фильма по традиции причисляются к венгерской истории, кино именно словацкое:))), поскольку в начале 17 века территория нынешней Словакии, на которой находится легендарный зловещий замок Эржебет Батори, принадлежала Венгрии. Режиссер не без гордости отметил, что его фильм - самая дорогая картина в истории восточноевропейского кино, а деньги на съёмки нашла его дражайшая супруга, посверкивавшая недобрым глазом настоящей ведьмы. Правда, когда Якубиско озвучил стоимость фильма - 1 миллион евро - по залу прошел смешок: по российским меркам это настоящая малобюджетка....
История графини Эржебет Батори почему-то не так широкоизвестна, как предания о Жиле де Ре - Синей бороде или графе Дракуле, тогда как именно она - реальный исторический персонаж, занесенный в книгу рекордов Гиннесса как самая кровавая серийная убийца-женщина. Если верить легенде, наша отечественная Салтычиха не годится графине Батори и в подмастерья - число жертв кровавой графини исчисляется тысячами. Якубиско поставил перед собой и блестяще решил смелую и весьма сумасбродную задачу восстановления, с его точки зрения, исторической справедливости и оправдания графини Батори, которую, с его точки зрения, оклеветали могущественные враги - крупные венгерские феодалы, положившие глаз на её владения. Режиссер сразу предупредил, что те, кто пришел в кино в предвкушении кровавого триллера, могут сразу уходить из зала - ибо графиня есть несчастное, оклеветанное создание, мятущаяся душа, мудрая правительница, мужественно сопротивлявшаяся наветам недругов и завистников. Тем не менее, кровища в фильме льётся бурными реками, но ощущения пошлой избыточности почему-то не возникает, всё очень органично и не вызывает внутренного протеста:)). По версии авторов, число жертв Батори завышено молвой на порядки, при этом, конечно, режиссер не пытается отрицать, что убивала Эржебет с превеликим таки удовольствием, правда, якобы, только употребив в пищу галлюциногенных грибов, заботливо поставляемых
Ванны из крови, видимо, произвели на Якубиско особое впечатление - он с жаром опровергал легенду, ссылаясь на собственный опыт купания в ванне из молока - режиссер поведал, что даже молочные ванны источают дикое зловоние, чего уж говорить о кровяных. Аргументация, конечно, так себе:)), но благодаря великолепным пейзажным съемкам, идеально подобранным актерам (Анне Фрил - Эржебет - я бы спокойно вручила приз за лучшую женскую роль), впечатляющему масштабу исторического кинополотна зритель готов простить и легко переварить и потоки крови, и ошмётки растерзанной плоти, и чад горелого человеческого мяса, и вырванные волосы и ногти, и раздробленные кости, и прочие атрибуты восстановления исторической справедливости.
Community Info