Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Вальс с Баширом / Vals Im Bashir (реж Ари Фольман, 2008)
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
ВАЛЬС СО СМЕРТЬЮ

9.31 КБ

Есть в мировом кино две составляющие, которым киносообщество, за отдельными исключениями, отводит место на обочине. Это анимация и израильский кинематограф. Конечно, анимация — жанр с мощными традициями, есть здесь свои великие достижения, но большинством режиссеров и критиков она считается все-таки чем-то несерьезным. Что касается израильтян, то здесь — проблема отсутствия школы: фильмы преимущественно получаются провинциальными по уровню, часто вторичными по отношению к более сильным кинематографиям.

Израильская анимация «Вальс с Баширом», таким образом, была априори обречена на неудачу. Однако — стала событием последних лет в мировом масштабе, получив наиболее значимые награды вплоть до «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар».

«Вальс с Баширом» уникален во многих аспектах. К примеру, он совмещает столь далекие техники, как анимация и документалистика. Режиссер и сценарист Ари Фольман основывает картину на ряде интервью с очевидцами и участниками израильско-ливанской войны 1982 года, в которой участвовал и сам автор. В «Вальсе» все персонажи озвучили самих себя; документальный ряд был трансформирован в анимационный, режиссер добавил и сугубо художественные фрагменты — такие, как, например, начальная сцена, когда через город, сметая все на своем пути, несется стая свирепых псов. Потом выясняется, что это сновидение одного из героев, участника кампании 1982 года. Он не мог стрелять в людей, поэтому ему поручили убить собак в поселке, который должна атаковать израильская армия: животные могли поднять шум и всполошить вероятных террористов. С тех пор стая привидений почти еженощно преследует бывшего солдата.

Главный герой фильма, наоборот, обнаруживает, что сам не может вспомнить почти ничего из тех событий, а особенно то, что касается самой страшной страницы войны — истребления лагерей палестинских беженцев Сабры и Шатилы ливанскими христианами-фалангистами при попустительстве израильтян. Собственно, «Вальс с Баширом» — путешествие Ари в собственное прошлое, встречи с друзьями. Фольман никого не обвиняет, просто пытается понять, что творится с конкретным живым человеком на войне; например, в середине фильма всплывает прекрасный эпизод-воспоминание о Второй мировой. Вообще у каждого из однополчан Ари — свой ракурс, своя доля правды, и у всех также свой уровень беспамятства.

А объединяет их один ключевой момент — ожесточенный бой на улице Бейрута, когда подразделение Фольмана попало под плотный огонь. Один из израильтян схватил ручной пулемет, выскочил прямо на середину улицы и, кружа, начал выпускать вокруг себя длинные очереди — просто чтобы показать, что он не боится. Он словно танцевал на фоне огромного портрета ливанского президента Башира Жмайеля, чья смерть от рук исламистов и стала толчком к резне в Сабре и Шатиле. Танец под обстрелом с оружием в руках на фоне портрета мертвого правителя является ответом на вопрос о названии фильма: вальс с Баширом — это танец со смертью, который вынуждены танцевать все, кто оказывается на любой войне — независимо от того, кто на чьей стороне воюет.

И лишь горы трупов после бала... Финал, когда анимация превращается в подлинную документальную киносъемку убитых в Сабре, выглядит вполне логично. Но сама конструкция фильма поднимает «Вальс» над уровнем прямолинейного морализаторства. Ведь вся рисованная часть, начинающаяся видением с псами и, кроме разговоров-воспоминаний, включающая ощутимо химеричные сцены боев, может считаться одним большим сновидением, коллективной галлюцинацией, реципиенты которой пытаются избежать правды, и все-таки правда обрывает сон жестко и беспощадно, представляя себя в обжигающих документальных кадрах. И этот переход является вспышкой трагедии высшего разряда, откликающейся в зрителе настоящим катарсисом.

Безусловно, Ари Фольману удалось создать одну из лучших антивоенных картин за последнее десятилетие.

Дмитрий Десятерик


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
отличный фильм, я джаже пересматривал) спасибо

это прекрасное кино, лучшее в израильском кинематографе за последние много лет.

и, как израильтянка, скажу, что очень точно отражает всю сложность самоопределения израильского общества по отношению к любой нашей войне....

в израильском - возможно ;о)

по мировым стандартам тоже шедевр (ИМХО).

отлично сформулировано, да?

Представим себе невозможное. Если бы в период 1941-1945 гг. какой-нибудь советский режиссер создал бы "лучшую антивоенную картину за последнее десятилетие"? Беспристрастные кинокритики какой-нибудь далекой страны - в Южной Америке, например - похвалили бы этот фильм.
Израиль воюет все 60 лет своего существования. С тех самых пор, как через два дня после основания государства на него напали вместе несколько арабских государств. В Израиле нет семьи, в которой не погиб бы кто-нибудь из родственников или близких знакомых. Отпуская ребенка в школу, не знаешь, вернется ли он. На этом фоне любые киноизыски выглядят нелепо - и чем изысканнее, тем нелепее.

Понимаете, 4 года войны или 60 лет войн и пребывания в условиях военной конфронтации - это не одно и тоже. Невозможно на десятилетия выключить потребность творческих людей творить и размышлять. Всему есть временной предел, после которого наступают деградация или - при открытых границах - бегство из страны всех интеллектуалов.
Фильм замечательный.

Я сказала все, что хотела.
Чем этот фильм с его "взвешенной позицией" замечательнее, тем он вреднее для страны и перспектив ее существования.
Творить и размышлять можно с разных позиций.
Как Вам фильмы Лени Рихтеншталь? Замечательные, правда? Бесспорно, она творческий человек.
Савва Морозов и Третьяков были творческими людьми. и свои миллионы жертвовали на святое дело.
В детстве, когда моего младшего брата обижали, я, вместо того, чтобы поколотить обидчиков, начинала выяснять, кто прав и кто из обидчиков больше виноват. Движимая чувством справедливости. Не могу себе простить.
"Творить и размышлять". Не думаю, что Эренбург не размышлял, когда творил свое знаменитое стихотворение в начале войны.
И вот еще прекрасная статья интеллектуала о понимании зла.
http://magazines.russ.ru/znamia/2009/7/se17.html

тут есть один небольшой аспект
дело в том, что израиль напал на ливан в первую ливанскую
а до бейрута дошли и вовсе потому, что арик шарон наёбывал правительство
поэтому сравнение с вов - некорректно
а с афганской войной, или с вьетнамской - корректно

Я не согласен про провинциальность израильского кино. Израиль и правда провинция, но кино на удивление, бывает нередко исключением. Начиная с совершенно неповторимой "Святой Кларой" и кончая удивительными "Трагедиями Нины" с Айелет Зорер.

Очень давно хочу посмотреть эту картину. В прошлом году, когда была во Франции, её показывали в некомерческом кинотеатре, в городе Тур, где я жила, в оригинальной версии с субтитрами на французском. Тогда мне так и не удалось попасть на этот фильм. Постараюсь посмотреть как можно скорее)

Еще одна антивоенная картина. С одной стороны, их необходимо показывать постоянно, с другой - они все одинаковые и очень надоели.

Посмотрела первые минут 20... так и не настроившись на звучание фильма. Отложила просмотр. Теперь вот, прочитав рецензию, точно в ближайшее время смотреть не буду - ну не так нужно говорить о войне... (ИМХО) Вспомнился сейчас "Персеполис"... вот в него просто с головой нырнуть хочется, мне очень понравился подход к описанию трагических событий - авторам удалось сказать так, чтобы всё прочувствовал каждый зритель. Я еще никогда так не смеялась и никогда так не плакала, как во время просмотров "Персеполиса"... Вот его рекомендую.

Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/art/170709/518).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Надеемся, количество ваших читателей и популярность вашего блога после публикации в нашем журнале увеличатся.
Предложить другие посты для публикации можно здесь.
Спасибо за вашу статью.

Израиль - агрессор!

  • 1