desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Вальс с Баширом / Vals Im Bashir (реж Ари Фольман, 2008)

ВАЛЬС СО СМЕРТЬЮ

9.31 КБ

Есть в мировом кино две составляющие, которым киносообщество, за отдельными исключениями, отводит место на обочине. Это анимация и израильский кинематограф. Конечно, анимация — жанр с мощными традициями, есть здесь свои великие достижения, но большинством режиссеров и критиков она считается все-таки чем-то несерьезным. Что касается израильтян, то здесь — проблема отсутствия школы: фильмы преимущественно получаются провинциальными по уровню, часто вторичными по отношению к более сильным кинематографиям.

Израильская анимация «Вальс с Баширом», таким образом, была априори обречена на неудачу. Однако — стала событием последних лет в мировом масштабе, получив наиболее значимые награды вплоть до «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар».

«Вальс с Баширом» уникален во многих аспектах. К примеру, он совмещает столь далекие техники, как анимация и документалистика. Режиссер и сценарист Ари Фольман основывает картину на ряде интервью с очевидцами и участниками израильско-ливанской войны 1982 года, в которой участвовал и сам автор. В «Вальсе» все персонажи озвучили самих себя; документальный ряд был трансформирован в анимационный, режиссер добавил и сугубо художественные фрагменты — такие, как, например, начальная сцена, когда через город, сметая все на своем пути, несется стая свирепых псов. Потом выясняется, что это сновидение одного из героев, участника кампании 1982 года. Он не мог стрелять в людей, поэтому ему поручили убить собак в поселке, который должна атаковать израильская армия: животные могли поднять шум и всполошить вероятных террористов. С тех пор стая привидений почти еженощно преследует бывшего солдата.

Главный герой фильма, наоборот, обнаруживает, что сам не может вспомнить почти ничего из тех событий, а особенно то, что касается самой страшной страницы войны — истребления лагерей палестинских беженцев Сабры и Шатилы ливанскими христианами-фалангистами при попустительстве израильтян. Собственно, «Вальс с Баширом» — путешествие Ари в собственное прошлое, встречи с друзьями. Фольман никого не обвиняет, просто пытается понять, что творится с конкретным живым человеком на войне; например, в середине фильма всплывает прекрасный эпизод-воспоминание о Второй мировой. Вообще у каждого из однополчан Ари — свой ракурс, своя доля правды, и у всех также свой уровень беспамятства.

А объединяет их один ключевой момент — ожесточенный бой на улице Бейрута, когда подразделение Фольмана попало под плотный огонь. Один из израильтян схватил ручной пулемет, выскочил прямо на середину улицы и, кружа, начал выпускать вокруг себя длинные очереди — просто чтобы показать, что он не боится. Он словно танцевал на фоне огромного портрета ливанского президента Башира Жмайеля, чья смерть от рук исламистов и стала толчком к резне в Сабре и Шатиле. Танец под обстрелом с оружием в руках на фоне портрета мертвого правителя является ответом на вопрос о названии фильма: вальс с Баширом — это танец со смертью, который вынуждены танцевать все, кто оказывается на любой войне — независимо от того, кто на чьей стороне воюет.

И лишь горы трупов после бала... Финал, когда анимация превращается в подлинную документальную киносъемку убитых в Сабре, выглядит вполне логично. Но сама конструкция фильма поднимает «Вальс» над уровнем прямолинейного морализаторства. Ведь вся рисованная часть, начинающаяся видением с псами и, кроме разговоров-воспоминаний, включающая ощутимо химеричные сцены боев, может считаться одним большим сновидением, коллективной галлюцинацией, реципиенты которой пытаются избежать правды, и все-таки правда обрывает сон жестко и беспощадно, представляя себя в обжигающих документальных кадрах. И этот переход является вспышкой трагедии высшего разряда, откликающейся в зрителе настоящим катарсисом.

Безусловно, Ари Фольману удалось создать одну из лучших антивоенных картин за последнее десятилетие.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments