euggrig (euggrig) wrote in drugoe_kino,
euggrig
euggrig
drugoe_kino

Хэммет (Hammett), 1982


«Хэммет».
Вендерс не был бы Вендерсом, сними он (к тому же в лучшие свои годы) обычный нудноватый голливудский байопик, но и заметным явлением киноискусства фильм тоже не стал. Зато послужил важной вехой в биографии самого режиссера, впервые снимавшего в любимой им Америке, снимавшего тяжело и в постоянных трениях и прениях с продюсером по имени Ф.Ф. Коппола: последовавшей за таким опытом рефлексии (на тему «как меня лишали девственности в Голливуде») хватило как минимум на один фильм («Положение вещей») и десятки интервью.
Время действия фильма – 1928 год, и Хэммету еще далеко до широкой известности: из семьи он уже ушел, пишет рассказы (по-настоящему прославившие его романы будут позже), пьет, изводится туберкулезным кашлем, спит с симпатичной соседкой-ассистенткой и старается держаться в стороне от дел, связанных с прежним местом работы – детективным агентством Пинкертона. В Сан-Франциско между тем начинается проектирование (в будущем культового места для всех самоубийц) висячего моста «Золотые ворота»; правят бал коррупция, порнобизнес и женщины, использующие секс, как некоторые – дубинку; на улицах – тени и туманы, и от китайского квартала добра не жди. Хэммет бы и рад обличать социальные язвы совсем не эзоповым языком своих детективных новелл, сидя в своей каморке, но тут вторгается судьба в лице одного из бывших коллег писателя и требует вернуть должок.
Дальше следует действие, большей частью, списанное из романов самого Хэммета. Атмосфера и диалоги, которые в картине особенно удались, опять-таки позаимствованы из прозы самого героя фильма и ближайшего его сподвижника, Рэймонда Чандлера, и внимательно отсмотренных Вендерсом и его операторами десятков или сотен нуаров. Разумеется, «Хэммет» уже в силу времени своего производства и общей культуры съемочной команды не мог быть чем-то иным, нежели стилизацией. Стилизацией искусной и в то же время – искусственной. Вроде, и Фредерик Форрест на экране вылитый Хэммет, и диалоги чеканные, и без хэппи-энда обошлось, но жизни не хватает и  чересчур душновато, и что тому виной, – декорации выпирают, стандарты криминального фильма требуют большего «экшена» или времена бутлегеров и Богарта безнадежно позади, точно и не определишь.
И лучший эпизод – молчаливая сцена, когда Хэммет, стоя на крыльце, переглядывается с симпатичными детишками, прячущимися друг от друг, смотря то на одного, то на другую, – совсем из другого мира и другого жанра: словно усталый нуар, с легким и приятным изумлением подсмотревший эпизод из «Бумажной луны» Богдановича.


Когда мастер за работой, костюм и окружающая обстановка даже не второстепенны...:

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments