Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

Стивен Двоскин: Секс как воля и представление

Мы с Катей vasilek посмотрели в "Арсенале" удивительный фильм Стивена Двоскина: Dyn Amo (1972). От начала и до конца он представляет собой иллюстрацию к моей любимой книге: учебнику "Введение в гендерные исследования" в двух томах под ред. Ирины и Сергея Жеребкиных. Все нюансы женской и мужской субъективности переданы актерами только мимикой и телом. Ни одно слово не звучит на протяжении двух часов, пока идёт фильм. Только музыка, иногда мучительно монотонная и напряжённая, "подмалёвывает" действие, происходящее то в стриптиз-баре, то в воображении посетителей этого заведения. Настоящий "герой" фильма - тот массив невысказанных сексуальных желаний, страданий, противоречий и взаимных обид, для которого в репрессивной христианской культуре не существует языка. За игру актерам было бы справедливо присудить всех Оскаров и все Пальмовые ветви 1972 года, когда вышел на экраны этот удивительный фильм. Правда, нам не повезло с плёнкой. Копия была такая, что туши свет. Даже неприлично показывать такую копию в центральном кинохраме столицы. Но, видимо, другой они не раздобыли.

Вот что пишет о своём знакомстве с творчеством СД мой однокурсник по МГУ и многолетний великодушный "даритель кино" Кирилл Разлогов: "Моё первое знакомство со Стивеном Двоскиным состоялось заочно. Это было в начале 70-х годов. В тот период выезды за границу были чрезвычайной редкостью, а просмотр авангардистских фильмов - редкостью ещё большей. Я тогда работал в Госфильмофонде и участвовал в мероприятиях Международной федерации киноархивов. Первым секретарём Федерации был директор Бельгийского королевского киноархива Жак Леду - человек знаменитый, эксцентричный, чрезвычайно своеобразный. И он, понимая сложность нашего положения, как только мы попадали в Бельгию, - я и Владимир Дмитриев1, - устраивал для нас ночные просмотры тех фильмов, которые мы никогда бы не увидели, оставаясь на родине. И вот в один из таких ночных просмотров я неожиданно для самого себя посмотрел картину "Dyn Amo" совсем мне не известного в то время режиссёра Стивена Двоскина. Экран приковал к себе внимание, и ощущение своеобразного насилия над зрителем, насилия над героиней, и насилия режиссёра самого над собой оказалось в тот момент господствующим, хотя, быть может, оно оказалось столь сильным ещё и потому, что просмотр этот состоялся в ночное время, и мы, естественно, устали после тяжёлого трудового дня. Как бы то ни было, но все чувства мои в момент просмотра фильма Двоскина были обострены, так что мучительность происходящего на экране произвела на меня особо сильное впечатление" - см. дальше http://www.otkakva.ru/interview/dvoskin/dvoskin.htm

Автор, Стивен Двоскин - инвалид, прикованный к креслу в результате перенесённого в детстве полиомиелита. Сознательно или интуитивно он визуализировал гендерные темы, либо уже существовавшие, либо уже назревавшие в западном дискурсивном контексте после молодёжного протеста 68-го года. В работах Мишеля Фуко о власти, в исследованиях психологов и теоретиков культуры как раз уже прозвучало или готово было вот-вот прозвучать почти всё то, что образно представил на экране Двоскин: десубъективизация женщины, репрессия языка, присваивающий "мужской взгляд", пол как перформатив.

Действие фильма весьма условно. Оно начинается в стриптиз-баре. Стриптизёрка рутинно раздевается перед камерой. Но в фокусе камеры не тело, на которое как правило направлен взгляд "потребителя", а неулыбающееся, совершенно отсутствующее, и в то же время богатое мимикой выражение лица актрисы. Тело тоже периодически мелькает в кадре, радуя современный взгляд отсутствием силикона и изощрённых интимных стрижек, которые уже стали потребительской нормой, если считать типичными мои наблюдения в сауне на пароме FinnlandLady. От стриптизёрши камера передвигается на парочку, сидящую в зале. Мужчина невротически ласкает ртом и руками свою сигарету, крутит головой то в сторону стриптизёрши, то в сторону своей партнёрши. Начинается визуализация его сексуального воображения: партнёрша перенимает мимику и гестику стриптизёрши, она высовывает язык, раздевается и предъявляет "третьему глазу", т.е. взгляду зрителя, своё отнюдь не кондиционированное по требованиям рынка тело. Она толстовата, движения её не профессиональны, сумбурны, с ней рядом мужчина, а фоном действия становится спальня. Воображаемый стриптиз переходит в воображаемый секс, а воображаемый секс перетекает в третий эпизод: стриптизёрша-инженю сменяет на помосте свою предшественницу, зрелую женщину неопределенного возраста. Но с этого момента отличить воображаемое от реального уже невозможно, и стриптизёршу-инженю уже можно с такими же основаниями считать игрой мужского воображения, веками науськиваемого культурными стереотипами. Завершающий, четвёртый эпизод - это просто оргия мужской сексуальной агрессии, совершаемой над безмолвным и беззащитным женским телом. Над ним "трудятся" четверо мужчин. Первый партнёр пытается сначала наладить с женщиной контакт. Он рассматривает её, трогает её, его лицо напряжено, он дрожит, пытается выдавить из себя слова. Но диалога не происходит. Он буквально взрывается агрессией, его лицо преображается и становится похожим то ли на страшные лики Гойи, то ли на фотографии ощерившейся злобой волчьей морды в книге Конрада Лоренца "Агрессия".

Важную роль имхо играет фон, на котором происходит всё действие фильма. Это что-то вроде задника на сцене - тёмного цвета полог или занавес, расцвеченный звёздами вроде рождественских. Такой полог может использоваться и в кукольном театре, и в ярморочном балагане. Он - старейший, классический элемент театрального антуража. Перформатив сексуальности, пола, сексуального желания - это, по сути, и есть тот "внутренний театр", который мы всю жизнь таскаем с собой.

Смотрение этого фильма было тяжким трудом. Он шёл ровно два часа. Поздно вечером, 9-часовой сеанс. Я еле-еле вытерпела это представление физически. У меня болели и слипались глаза, хоть спички вставляй. А уж про голову я вообще не говорю, монотонная музыка - это тяжкая пытка даже для здоровой головы. Но оторваться от зрелища было невозможно. В зале, кроме нас с Катей, было ещё человек пять мужиков. Для меня это загадка: фильм - настоящее сокровище. Он рассказывает женщине о ней самой больше, чем весь её жизненный опыт, он даёт ей язык описания того, что с ней происходит. Он сообщает ей, что она со своим опытом отчуждения не одинока. А зал пуст, женщины не воспользовались шансом это увидеть.

В заключение ещё одна цитата из воспоминаний Кирилла Разлогова: "Сегодня фильмы Стивена Двоскина хранятся в музеях. Они достаточно редко продаются и попадают на кинорынок, зато часто фигурируют в разного рода кинематографических каталогах. Останутся ли они в традиционной официальной истории кино, сказать трудно. Но то, что сегодня Двоскин - это живой классик - бесспорно".
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Community