3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Gonzo: The Life and Work of Dr. H. S. Thompson (2008) А. Гибни



в России знаменитый американский журналист Хантер С. Томпсон известен прежде всего по фильму "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" (1998) Т. Гиллиама. лысый очкастый тощий наркоман с пишущей машинкой и его жирный адвокат - этакий наркотический Монти Пайтон, восторженно схаваный киноманами в конце 90-х. так большинство и воспринимает Томпсона - передвигающийся словно участник группы "Мэднесс" фрик, обстебывающий все, что попадется ему на глаза, под руку, под ноги.
но даже тем кто читал "Ангелы ада", "Поколение свиней", биографические заметки самого Томпсона и его художника Ральфа Стэдмена, фильм Гибни (в российском прокате - "Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона") расскажет про Доктора Гонзо много нового. Гибни - известный американский документалист, сотрудничавший со Скорсезе, обладатель "Оскара" и исследователь темных сторон американской общественной жизни. он пригласил в свой фильм не только близких Томпсону людей - его первую и вторую жену, сына, Стэдмана, Деппа, но и таких известных деятелей 70-х годов как писатель Том Вулф, издатель "Роллинг Стоун" Ян Веннер, бывший президент США Джимми Картер, политики Гэри Харт и Джордж Макговерн, байкер Сонни Баргер.
сравнивая Томпсона с Марком Твеном, основатель новой журналистики Вулф зачисляет Томпсона в ряд крупнейших американских сатириков. и, таким образом, главным в его творчестве является вовсе не описание наркотических трипов, а осмысление современного Томпсону американского общества.
начал он эту свою деятельность с книги-репортажа о группировке байкеров "Ангелы ада." конечно, сравнение выхлопной трубы мотоцикла с огнедышащим анусом сразу же напоминает нам, что язык американских книг после пришествия Керуака, Гинсберга и Берроуза будет гораздо экспрессивнее и необычнее, а битническая тема дороги, путешествия никогда не уйдет и из творчества Томпсона. но сам Томпсон, перепечатывавший для изучения структуры книги Хэмингуэя и Фицжеральда, все-таки остается писателем-журналистом, идущим не вглубь себя, а в толпу, на улицы, на поиски Американской Мечты. этот термин, произошел из трактата Джеймса Адамса "Эпика Америки" (1931), в котором упоминалась "американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает".





в 1965 году Томпсон, журналист-фрилансер, получает задание от издательства "Рэндом Хаус" написать о Смерти Американской Мечты. байкерская тема была к тому моменту крайне раскрученной и отображенной не в одном фильме. злые грязные парни в коже и цепях наводили шороху на придорожные забегаловки, автозаправки и провинциальные городки. в фильмах они выставлялись в основном хулиганами, алкоголиками и тунеядцами. Томпсон, уроженец Юга и выходец из малообеспеченной семьи, сумел вписаться в самую знаменитую мотобанду и рассказал о байкерах прежде всего как о людях без будущего, живущих одним днем. темой книги стали бесконечная дорога и жизненный тупик, да что там - клаустрофобический бунт представителей социальных низов. в принесших ему славу "Ангелах ада" проявились и внимание Томпсона к сочным деталям, и к человеческим характерам, и прежде всего панорамный обзор американский жизни. так простой репортер стал одним из столпов новой журналистики, летописцем 70-х, социологом и психоаналитиком.
вторжение Томпсона в политическую жизнь происходит в 1970 году. в 1968 он побывал на съезде Демократической партии в Чикаго. именно эта партия ассоциировалась у американцев с войной во Вьетнаме и во время съезда начали происходить протестные демонстрации молодежи и левых радикалов. мэр Чикаго, демократ Ричард Дэли, дал приказ полиции действовать с максимальной жестокостью и Томпсон получил дубинками от чикагской полиции не хуже чем от избивших его байкеров.



Томпсон принимает решение баллотироваться на пост шерифа городка Аспен. программа Томпсона максимально радикальна - улицы превратим в бульвары, наркоторговлю поставим под контроль качества, защитим провинциальный городок от вторжения экскаваторов годзилл капитала. сам Томпсон отмечает в "Царстве страха", что он переборщил с эксцентричностью и несерьёзностью на этих выборах. действительно - шериф, похожий то ли на готовящегося к самосожжению бритого налысо буддистского монаха, а в чём-то и на агрессивного полковника Куртца, не был нужен в Аспене, идущем по "среднему демократическому пути". то есть по пути, на котором Америка могла повернуть и к Вудстоку, а могла и к войне во Вьетнаме.



антикоммунистическая паранойя захлестывала Америку и в 70-е. от журнала "Роллинг Стоун" уже суперзвезда и романист Хантер С. Томпсон принимает как обозреватель участие в выборах президента США 1972 года, где основным противником Ричарда Милхауза Никсона становиться идеалист и радикал Джордж МакГоверн. именно он, а не Хьюберт Хэмфри, противостоявший Никсону в 1968, стал для Томпсона образцом американского политика. Томпсон даже запускает смешной слух про употребление наркотика "ибоген" другим кандидатом от демократов сенатором Эдмундом Маски. в фильме Гибни мы видим Маски злобно трясущимся перед избирателями, словно заколдованным бразильскими вуду-колдунами. по следам этой кампании выходит книга "Fear and Loathing: On the Campaign Trail '72" (1973)
участие Томпсона в выборах в Аспене, также как и участие МакГоверна в президентских выборах - было первым звоночком, пусть и закончившемся поражением, прогнившему американскому обществу, отправившему своих парней воевать во Вьетнам (около 50 000 погибших, 300 000 раненых).
за что? в 1971 году выходит самая знаменитая книга Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". она имеет подзаголовок "Дикое путешествие в сердце американской мечты". Томпсон попадает в Лас-Вегас случайно, как спортивный обозреватель, чей репортаж так и не был оплачен заказчиком. увиденное им рождает один из самых известных романов, а мечта журналиста стать настоящим писателем становиться явью. иллюстрации англичанина Стэдмена, придают этой параноидальной саге злость немецких экспрессионистов и очарование невозможного трип-репорта кэрроловской Алисы в городе гангстеров, гигантских неоновых витрин и неумолкающих игральных автоматов. Сердце Американской Мечты превращается в такую же непролазную и тошнотворно слащавую грязь под ногами, как и Упадочное и Порочное Кентуккийское Дерби, породившее гонзо-журналистику, когда авторы начинают блевать вместе с персонажами.



в вырезанных эпизодах "Апокалипсиса сегодня" (1979) мы видим облепленных грязью, полуголых, несчастных и немытых звезд "Плейбоя", за пару бочек мазута, отданных импрессарио американским солдатам. задолго до Копполы Томпсон увидел в Лас-Вегасе эти кошмарные психоделические образы и его книга, опубликованная на страницах "Роллинг Стоун" стала настоящей бомбой.
и на пресс-конференцию кандидата от демократов Джимми Картера журналист Томпсон появляется как суперзвезда уровня астронавта Армстронга и музыканта Дилана. речь Картера, посвященная юриспруденции, где он приносит благодарности опять же Дилану, поражает Томпсона. конечно, позже он отбрехивался, называя Картера карточным шулером, но его статья об этой пресс-конференции, вышедшая в "Роллинг Стоун", думается забила тот самый решающий камушек под основание победы кандидата от демократов. вот так, чуваки, этот пропитанный бурбоном "Wild Turkey" и кокаином фрик оказался делателем королей. и о блаженный "Роллинг Стоун"! ведь куда еще прийти с компроматом на ФБР маленькой героине "Воспламеняющей взглядом", как в не посоветанную ей волосатым и бородатым библиотекарем редакцию андеграундного журнала!
впрочем Гибни не впадает в панегирик - мы видим и усугубляющиеся проблемы Томпсона с алгоколем и наркотиками, и распад его семейной жизни. а чего стоит легендарный проёб самого известного в истории бокса мачта Мухаммед Али - Джордж Форман, когда Томпсон вместо того, чтобы писать о сенсационной победе, том самом "Громе в джунглях", в полувменяемом состоянии плавал в бассейне отеля в Киншасе.
мы увидим и постаревшего, с разрушенным здоровьем Томпсона, снятого на любительскую видеокамеру его женой. и незабываемые похороны, превращенные в арт-хэппининг. но никто, НИКОГДА уже не отнимет у него звание американского журналиста №1, золотой бензопилы американской журналистики. и даже когда Том Вулф, потея от усердия в белом плантаторском костюме, напишет полюбившуюся Джорджу Бушу-мл. книгу, вся романистика и сборники статей Томпсона будут бить американского президента по башке и жалить ему задницу. и даже прожженый бизнесмен Вернер неподдельно всплакнет перед камерой.



никогда в российской журналистике не было и не будет такого свирепого и честного пера. обслуживайте и сосите у единороcсов, да хоть у хипстеров. "Страх и отвращение в Москве"? "Корпоративы на Рублевке упадочны и порочны"? "Поколение свиней"? ХУЮШКИ ВАМ ВСЕМ!!! ЧТО????!!! НЕМНОГО МЕСКАЛИНА????!!!!



http://ru.wikipedia.org/wiki/Томпсон_Хантер
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments