Ничего личного (small_dead_life) wrote in drugoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
drugoe_kino

Categories:

Квайдан (истории о призраках), Масаки Кобаяси

Производство: Япония, 1964
Жанр: ужасы, фэнтези, мелодрама, драма
Режиссёр: Масаки Кобаяси
В ролях: Рэнтаро Микуни, Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Тацуя Накадаи, Кейко Киши, Кацуо Накамура, Тэцуро Тамба, Канэмон Накамура, Осаму Такидзава, Ранко Акаги

Квайданы – традиционные японские рассказы о мистических сущностях и явлениях, как жанр возникли еще в средние века, но и в настоящее время эта область фольклора вызывает живейший интерес, в том числе для кинематографистов. Фильм «Квайдан», создан режиссером Масаки Коаяси по мотивам произведений Лафкадио Хэрна – американца проникнувшегося японской культурой настолько, что его «страшные истории» качественно неотличимы от традиционно японских.
Состоящий из четырех киноновелл фильм, каждая из которых повествует о призраках или потусторонних сущностях, успев стать классикой, до сих бодрит ужасающим сквознячком лучших образцов жанра.

Первая новелла «Черные волосы», повествующая о муже, оставившем жену ради богатства и известности. Молитвы бывшей супруги или удача очень скоро приводят самурая в дом богатого господина, на дочери которого он женится. Но новый брак не приносит счастья, и чаще избегая новой жены, самурай вспоминает о прежней. Тут надо сделать необходимое пояснение насчет символизма длинных волос – они не только проявление на материальном уровне энергии, жизненной силы, особых способностей обладателя, но и сети, путы, вибриссы-разведчики, живое-мертвое, при условии гиперболизации, (вспомним многочисленные пряди, клочки, пучки волос, сигнализирующие о скором проявлении потустороннего в японских фильмах ужасов), манифестирующее ирреальность.
Случайные встречи, прочие признаки присутствия старой, любимой жены в новой жизни самурая, как и чувство вины и ощущение утраченного счастья, не более, чем наведенные чары (новая жена не менее красива, но у ней нет таких чудесных черных волос), и можно догадаться, что возвращение к оставленной жене ничего хорошего не сулит.

Вторая история «Женщина в снегах», в которой речь идет не столько о призраке, сколько о воплощении на материальном уровне сущности. Странная женщина, в снежную бурю явившаяся замерзающему дровосеку, приказывает ему не рассказывать о ней под страхом смерти. Спустя время, дровосек встречает девушку-сироту, и женится на ней, обретая семейное счастье, увы, недолгое, – длинный язык парня возвращает к жизни истинную форму красавицы жены, и он узнает в ней ту самую снежную женщину.
Эта часть примечательна тем, что съемки проходят в студии с фантастическими декорациями, и этот способ как нельзя лучше подчеркивает искусственность происходящего, намекая, что личная история дровосека, явившийся дух и последующая жизнь с ним, возможно, лишь плод воображения угасающего сознания.

«Коити, безухий» - третья новелла о слепом певце, своим пением вызывающим мстительных духов. Приглашаемый каждую ночь петь песни для маленького императора и его свиты, монах теряет силы после каждой встречи. Следует принять во внимание слепоту Коити: отсутствие зрения не дает ему возможности убедиться в том, что рядом с ним – никого (зрячие этих духов не видят). Братья, желающие помешать духам уводить Коити, наносят на его тело охранительные письмена, способные сделать его невидимым, но забывают про уши. Одно к другому – слепой певец лишается ушей (симптоматично, потому что уши – часть тела часто использующаяся для наказания), но остается жив и с этих пор посланцы призрачной армии его не беспокоят, зато его начинают приглашать к настоящему императору.

И завершающая новелла – «Чашка чая», своего рода, квайдан о квайдане, - рассказывающая о писателе, написавшем кайдан про самурая, выпившего чашку воды с отражением чужого лица, и, тем самым, позволившим вторгнуться в свою жизнь потустороннему. Издатель, пришедший к писателю, не застается его дома. Прочитав незавершенный рассказ, он заглядывает в чан с водою, и увиденное не оставляет его равнодушным.

Получивший на Каннском фестивале специальный приз, «Квайдан», возможно, не поразит зрителя, избалованным брутальщиной современных фильмов ужасов, но тонкий и красивый символизм фильма по-настоящему увлечет как поклонников азиатских фильмов, так и фанатов жанра.
Subscribe

  • Эротическое в "Калине красной" (1974)

    "Калина красная" обновлена и снова выпущена в прокат. По такому случаю я тоже решила пересмотреть эту экзистенциальную трагедию, много раз…

  • "Поздние свидания" 1980 г. реж В. Григорьев

    Они познакомились на экскурсионном теплоходе. Оба уже немолоды, и совершенно разные во всех отношениях. Он - женат. Она- свободна. Он -…

  • "Сладкая женщина" (1976)

    С большим удовольствием пересмотрела старый фильм. Образ Анны Доброхотовой (многозначная фамилия? потому что слово "добро" имеет два совершенно…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Эротическое в "Калине красной" (1974)

    "Калина красная" обновлена и снова выпущена в прокат. По такому случаю я тоже решила пересмотреть эту экзистенциальную трагедию, много раз…

  • "Поздние свидания" 1980 г. реж В. Григорьев

    Они познакомились на экскурсионном теплоходе. Оба уже немолоды, и совершенно разные во всех отношениях. Он - женат. Она- свободна. Он -…

  • "Сладкая женщина" (1976)

    С большим удовольствием пересмотрела старый фильм. Образ Анны Доброхотовой (многозначная фамилия? потому что слово "добро" имеет два совершенно…