? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Квайдан (истории о призраках), Масаки Кобаяси
black, sleep
small_dead_life wrote in drugoe_kino
Производство: Япония, 1964
Жанр: ужасы, фэнтези, мелодрама, драма
Режиссёр: Масаки Кобаяси
В ролях: Рэнтаро Микуни, Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Тацуя Накадаи, Кейко Киши, Кацуо Накамура, Тэцуро Тамба, Канэмон Накамура, Осаму Такидзава, Ранко Акаги

Квайданы – традиционные японские рассказы о мистических сущностях и явлениях, как жанр возникли еще в средние века, но и в настоящее время эта область фольклора вызывает живейший интерес, в том числе для кинематографистов. Фильм «Квайдан», создан режиссером Масаки Коаяси по мотивам произведений Лафкадио Хэрна – американца проникнувшегося японской культурой настолько, что его «страшные истории» качественно неотличимы от традиционно японских.
Состоящий из четырех киноновелл фильм, каждая из которых повествует о призраках или потусторонних сущностях, успев стать классикой, до сих бодрит ужасающим сквознячком лучших образцов жанра.

Первая новелла «Черные волосы», повествующая о муже, оставившем жену ради богатства и известности. Молитвы бывшей супруги или удача очень скоро приводят самурая в дом богатого господина, на дочери которого он женится. Но новый брак не приносит счастья, и чаще избегая новой жены, самурай вспоминает о прежней. Тут надо сделать необходимое пояснение насчет символизма длинных волос – они не только проявление на материальном уровне энергии, жизненной силы, особых способностей обладателя, но и сети, путы, вибриссы-разведчики, живое-мертвое, при условии гиперболизации, (вспомним многочисленные пряди, клочки, пучки волос, сигнализирующие о скором проявлении потустороннего в японских фильмах ужасов), манифестирующее ирреальность.
Случайные встречи, прочие признаки присутствия старой, любимой жены в новой жизни самурая, как и чувство вины и ощущение утраченного счастья, не более, чем наведенные чары (новая жена не менее красива, но у ней нет таких чудесных черных волос), и можно догадаться, что возвращение к оставленной жене ничего хорошего не сулит.

Вторая история «Женщина в снегах», в которой речь идет не столько о призраке, сколько о воплощении на материальном уровне сущности. Странная женщина, в снежную бурю явившаяся замерзающему дровосеку, приказывает ему не рассказывать о ней под страхом смерти. Спустя время, дровосек встречает девушку-сироту, и женится на ней, обретая семейное счастье, увы, недолгое, – длинный язык парня возвращает к жизни истинную форму красавицы жены, и он узнает в ней ту самую снежную женщину.
Эта часть примечательна тем, что съемки проходят в студии с фантастическими декорациями, и этот способ как нельзя лучше подчеркивает искусственность происходящего, намекая, что личная история дровосека, явившийся дух и последующая жизнь с ним, возможно, лишь плод воображения угасающего сознания.

«Коити, безухий» - третья новелла о слепом певце, своим пением вызывающим мстительных духов. Приглашаемый каждую ночь петь песни для маленького императора и его свиты, монах теряет силы после каждой встречи. Следует принять во внимание слепоту Коити: отсутствие зрения не дает ему возможности убедиться в том, что рядом с ним – никого (зрячие этих духов не видят). Братья, желающие помешать духам уводить Коити, наносят на его тело охранительные письмена, способные сделать его невидимым, но забывают про уши. Одно к другому – слепой певец лишается ушей (симптоматично, потому что уши – часть тела часто использующаяся для наказания), но остается жив и с этих пор посланцы призрачной армии его не беспокоят, зато его начинают приглашать к настоящему императору.

И завершающая новелла – «Чашка чая», своего рода, квайдан о квайдане, - рассказывающая о писателе, написавшем кайдан про самурая, выпившего чашку воды с отражением чужого лица, и, тем самым, позволившим вторгнуться в свою жизнь потустороннему. Издатель, пришедший к писателю, не застается его дома. Прочитав незавершенный рассказ, он заглядывает в чан с водою, и увиденное не оставляет его равнодушным.

Получивший на Каннском фестивале специальный приз, «Квайдан», возможно, не поразит зрителя, избалованным брутальщиной современных фильмов ужасов, но тонкий и красивый символизм фильма по-настоящему увлечет как поклонников азиатских фильмов, так и фанатов жанра.


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
так! надо срочно смотреть. и читать

Отличный фильм!
Особенно третья новелла

а мне больше всего Yuki Onna понравилась (как и в книге, кстати)

"квайдан"!!
ёпрст, я все никак не могла вспомнить, как называются эти японские мистические истории...
спасибо огромное, теперь буду качать,
так давно хотела посмотреть

Зело! Расчудесныя рецензия. - Просто массово рукоплещем!

вельми понеже, весьма вами благодарен, коли не шутите.

С какого это падения с дуба нам шутить, барин?! - мы Вас с радостью запредельной в "хренды" добавляем: будем теперя завсегда читать и - сразу предупреждаем - кой-что у Вас заимствовать, а попросту говоря - красть; но красть (это мы к тому, что ежли вдруг Вы воинствующий поклонник частной собственности на женщин, детей и аквариумных рыбок) - для собственных нужд. Такие дела, барин!

барыня... экспроприация экспроприируемого - не кража.

2035 камней к Вашему мавзолею!

Ну так сие тады и прекрасно! wow!.. - чуем в Вас родственную душу! будем сотрудничать, ясновельможна панна!

  • 1