шоггот басаев (ex_takoeneb) wrote in drugoe_kino,
шоггот басаев
ex_takoeneb
drugoe_kino

"Englar alheimsins"/ "Ангелы Вселенной" (2000)



- "а ты знаешь, почему раньше в психбольницах у пациентов была одинаковая форма, а теперь - нет, и сейчас больницы похожи на дома?"
- "нет"
- "потому что сейчас дома похожи на больницы"

- "вся наша жизнь - это повесть, написанная идиотом, а весь мир - это сумасшедший дом"
- "стены дурдома когда-нибудь рухнут, а вот стена, отделяющая меня от мира, будет стоять вечно"


Это очень красивая история, поблескивающая импрессионистскими мазками под неземное музыкальное сопровождение.
Это трагическая и смешная история, где люди смотрят на фьорды, совершают самоубийства и сходят с ума, и где ни до кого никому по большему счету нет дела. Все как в жизни.

С первых кадров "Ангелов" нас притягивает причудливо изломанный, невозможный ландшафт, переливающийся как странный бесчеловечный калейдоскоп. Он переходит в нелепо расчерченный контур города, с пластиковыми людьми и деревьями, дружными семьями, где самое страшное - это бояться страха. И объявления "ненормальным". Слово-табу.

То же самое произошло с благословенной Исландией, что и с Россией, денежно-нефтяной дракон лязгнул пастью, сожрав биосферу и, кажется, не заметил этого.
Впрочем, удивительная иррациональность, расплавляющая воздух хтоничность, которую не замечают человеческие паразиты (где еще в мире в супермаркетах продаются вареные овечьи головы в вакуумной упаковке?), оставляет теплиться надежду, что это ландшафт не заметил "захватчиков", и когда последний завороженно глядящий на воду и фьорды человек свалится и умрет от рака, фьорды будут продолжать увлеченно смотреть в себя, как они делали тысячи лет до.

Пейзаж проникает во вторую часть фильма, он живет в лицах психов, дрожит вместе с сигаретой в их пальцах, хлопочет, творя причудливых призраков, зовя в заоконье.
До какой степени человек, слабый живой сошедший с ума человек, проигрывает ордам себе же подобных в их леденящей нормальности мертвоглазого потребительского механизма - до такой степени он проигрывает и самому себе. Пытающиеся ощутить что-то, просто отстоять себя, в бесконечном мареве курева, дыме-анестезии, создающего иллюзию деятельности, помогающего скоротать время, еще одну долгую ночь на земле, они просто ломаются и умирают, как дурные игрушки. Рано или поздно, так или иначе.

Они, кто не мог жить, но мог быть. Уродцы для свалки вечности.



"Падшие ли мы ангелы, усомнившиеся, что ничто есть ничто, и за это
рожденные терять любимых и близких, одного за другим, а потом и собственную
жизнь, чтобы убедиться, что были неправы?.. Но возвращалось холодное утро с
облаками, дыбящимися из ущелья Молнии, как гигантский дым, с безмятежной
лазурью озера и неизменностью пустого пространства. О скрежет зубовный
земли, а ведь все идет к прекрасной золотой вечности, чтоб доказать нам, что
все мы были неправы, чтоб доказать, что и само доказательство - ноль..." Джек Керуак, Бродяги Дхармы.

Самая страшная истина фильма - в том, что "такое" может произойти с каждым. И происходит. Нет гениев, нет поэтов, нет избранных. Косный, трогательный, беззащитный в своей детской ярости Пол, несмотря на свои претензии, свой талант, он отличается от членов своей семьи и отобравших у него гамбургер юнцов, только одним - он не отрастил кожу, не сумел приспособиться, обкорнать свою душу и стать фрагментом мозаики, как его друг-дантист, растворившийся в мерности фьордов.

Превращение Пола в психа - вполне кафкианское. Оно никого особо не удивляет, как и вскоре последовавшее самоубийство. В любом обществе есть механизм саморегуляции, как в любом организме. "Одна деталька вдруг вышла бракованной.Бывает, что ж".

"Мы не мужчины, не женщины. Мы все - ангелы" говорит Дженезис Пи-Орридж.

Просто некоторые улетают.




Саундтрек

Как прозрачная паутина памяти, оплетающая вырастающие из тумана непонятные монолиты, музыка пронзает и растворяет всю ткань киноповествования, сопрягая его с ритмом вечности.
Саундтрек был написан живым исландским классиком Хилмаром Орном Хилмарссоном (с которым Current 93 сделали "Island" в 1990) и исполнен всеми известными олимпийцами Sigur Ros.

Rapidshare
Ifolder

P.S. В киноантологии 2007 года, Chacun son cinéma, у Андрея Михалкова-Кончаловского есть трехминутная новелла о работнице кинотеатра, каждый день зачарованно пересматривающей в почти пустом зале "8 1/2" Феллини про другую, волшебную жизнь. Когда влюбленная пара за ее спиной вначале оказывает друг другу страстное внимание, а затем и вовсе уходит, оставляя женщину в одиночестве. Она провожает их взглядом в котором, кажется, даже мелькает какое-то подобие зависти и понимания, после чего впивается вновь в экран.

/как это относится к теме поста/

Что произошло дальше с ними, покинувшими кинотеатр по собственной воле?
...какая разница?

Control 1, 2
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Community