- "а ты знаешь, почему раньше в психбольницах у пациентов была одинаковая форма, а теперь - нет, и сейчас больницы похожи на дома?"
- "нет"
- "потому что сейчас дома похожи на больницы"
- "вся наша жизнь - это повесть, написанная идиотом, а весь мир - это сумасшедший дом"
- "стены дурдома когда-нибудь рухнут, а вот стена, отделяющая меня от мира, будет стоять вечно"
Это очень красивая история, поблескивающая импрессионистскими мазками под неземное музыкальное сопровождение.
Это трагическая и смешная история, где люди смотрят на фьорды, совершают самоубийства и сходят с ума, и где ни до кого никому по большему счету нет дела. Все как в жизни.
С первых кадров "Ангелов" нас притягивает причудливо изломанный, невозможный ландшафт, переливающийся как странный бесчеловечный калейдоскоп. Он переходит в нелепо расчерченный контур города, с пластиковыми людьми и деревьями, дружными семьями, где самое страшное - это бояться страха. И объявления "ненормальным". Слово-табу.
То же самое произошло с благословенной Исландией, что и с Россией, денежно-нефтяной дракон лязгнул пастью, сожрав биосферу и, кажется, не заметил этого.
Впрочем, удивительная иррациональность, расплавляющая воздух хтоничность, которую не замечают человеческие паразиты (где еще в мире в супермаркетах продаются вареные овечьи головы в вакуумной упаковке?), оставляет теплиться надежду, что это ландшафт не заметил "захватчиков", и когда последний завороженно глядящий на воду и фьорды человек свалится и умрет от рака, фьорды будут продолжать увлеченно смотреть в себя, как они делали тысячи лет до.
Пейзаж проникает во вторую часть фильма, он живет в лицах психов, дрожит вместе с сигаретой в их пальцах, хлопочет, творя причудливых призраков, зовя в заоконье.
До какой степени человек, слабый живой сошедший с ума человек, проигрывает ордам себе же подобных в их леденящей нормальности мертвоглазого потребительского механизма - до такой степени он проигрывает и самому себе. Пытающиеся ощутить что-то, просто отстоять себя, в бесконечном мареве курева, дыме-анестезии, создающего иллюзию деятельности, помогающего скоротать время, еще одну долгую ночь на земле, они просто ломаются и умирают, как дурные игрушки. Рано или поздно, так или иначе.
Они, кто не мог жить, но мог быть. Уродцы для свалки вечности.
"Падшие ли мы ангелы, усомнившиеся, что ничто есть ничто, и за это
рожденные терять любимых и близких, одного за другим, а потом и собственную
жизнь, чтобы убедиться, что были неправы?.. Но возвращалось холодное утро с
облаками, дыбящимися из ущелья Молнии, как гигантский дым, с безмятежной
лазурью озера и неизменностью пустого пространства. О скрежет зубовный
земли, а ведь все идет к прекрасной золотой вечности, чтоб доказать нам, что
все мы были неправы, чтоб доказать, что и само доказательство - ноль..." Джек Керуак, Бродяги Дхармы.
Самая страшная истина фильма - в том, что "такое" может произойти с каждым. И происходит. Нет гениев, нет поэтов, нет избранных. Косный, трогательный, беззащитный в своей детской ярости Пол, несмотря на свои претензии, свой талант, он отличается от членов своей семьи и отобравших у него гамбургер юнцов, только одним - он не отрастил кожу, не сумел приспособиться, обкорнать свою душу и стать фрагментом мозаики, как его друг-дантист, растворившийся в мерности фьордов.
Превращение Пола в психа - вполне кафкианское. Оно никого особо не удивляет, как и вскоре последовавшее самоубийство. В любом обществе есть механизм саморегуляции, как в любом организме. "Одна деталька вдруг вышла бракованной.Бывает, что ж".
"Мы не мужчины, не женщины. Мы все - ангелы" говорит Дженезис Пи-Орридж.
Просто некоторые улетают.
Саундтрек
Как прозрачная паутина памяти, оплетающая вырастающие из тумана непонятные монолиты, музыка пронзает и растворяет всю ткань киноповествования, сопрягая его с ритмом вечности.
Саундтрек был написан живым исландским классиком Хилмаром Орном Хилмарссоном (с которым Current 93 сделали "Island" в 1990) и исполнен всеми известными олимпийцами Sigur Ros.
Rapidshare
Ifolder
P.S. В киноантологии 2007 года, Chacun son cinéma, у Андрея Михалкова-Кончаловского есть трехминутная новелла о работнице кинотеатра, каждый день зачарованно пересматривающей в почти пустом зале "8 1/2" Феллини про другую, волшебную жизнь. Когда влюбленная пара за ее спиной вначале оказывает друг другу страстное внимание, а затем и вовсе уходит, оставляя женщину в одиночестве. Она провожает их взглядом в котором, кажется, даже мелькает какое-то подобие зависти и понимания, после чего впивается вновь в экран.
/как это относится к теме поста/
Что произошло дальше с ними, покинувшими кинотеатр по собственной воле?
...какая разница?
Control 1, 2
Community Info