3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Туз в рукаве" / "Ace in the Hole" (1951) Б. Уайлдера



русскому зрителю этот фильм надо представлять как "от создателя "В джазе только девушки", но это было бы полной дичью для любого осведомленного кинономана. у автора 4-х классических нуаров ("Двойная страховка" (1944),"Потерянный уикенд" (1945), "Сансет-бульвар" (1950) - этот, последний стоит особняком и в фильмографии самого Уайлдера, и в фильмографии жанра.
после триумфального "Потерянного уикенда" (4 премий "Оскар" в главных номинациях), Уайлдер мог позволить себе многое, даже в отношении босса киностудии MGM. известен следующий анекдот: "На премьере "Сансет бульвара" взбешенный уайлдеровской сатирой Майер подошел к режиссеру со словами: "Подонок, ты обесчестил индустрию, которая тебя сотворила и выкормила! Тебя надо вымазать дегтем, вывалять в перьях и гнать из Голливуда". - "Вот тебе шляпа - пойди просрись", - ответил Уайлдер."
"Туз в рукаве", newspaper noir, стал первым коммерческим провалом успешного эмигранта из Германии. ничто не напоминает нам о немецком экспрессионизме, толково приспособленном беженцами от фашизма к нуждам Голливуда - жгучее яркое солнце, отсутствие зловещих теней, мрачного дождя и перекошенных композиций. нет и характерных для нуара полицейских сыщиков, частных детективов, гангстеров, мошенников и разных отщепенцев. нуар в этом фильме творят как раз те люди, что призваны отвечать за общественный порядок, гражданское самосознание, процветание страны. а именно - журналист, шериф и владелец местной фирмы.
выгнанный из 11 крупных изданий красавец-журналист Чак Тейтам (Дуглас), прибывает на поломанной машине в провинциальный Альбукерк и устраивается работать там репортером. редакция напоминающая дом престарелых - самое дно для гиперамбициозного журналиста. он успешно преодолевает свои проблемы с алкоголем, но желание вновь оказаться на коне, в нью-йоркской редакции он побороть не может. год он бродит словно по клетке по офису Albuquerque Sun-Bulletin и вот наконец ему выпадает шанс, за который Тейтам цепляется зубами и пальцами аж до судорог.











бывшего солдата, ветерана WWII, а ныне владельца прогорающей придорожной забегаловки, заваливает в проходах горы, где расположено индейское кладбище. Лео Миноза, выходец из мексиканской семьи, мародерствовал там добывая сувениры. Тейтам, ехавший мимо писать репортаж с сезонной и скучнейшей ловли на гремучих змей, чует, что здесь можно раздуть первополосную историю. дважды в истории прессы США - в 1925 и в 1949 годах - сенсационные репортажи о подобных случаях приносили репортерам славу и даже Пулитцеровскую премию.
Тейтам идет на преступный сговор с шерифом, нуждающемся в перевыборах, чтобы растянуть на более долгий срок спасательную операцию. они запугивают строительного подрядчика, прибывшего с оборудованием для спасения Лео и тот, вместо того, чтобы укрепить лаз и разгрести завал, начинает долбить гору сверху.
Тейтам блокирует доступ остальным журналистам, подкупив шерифа обещанием создать ему ореол героя. он и доктор, единственные, кто общается с Лео через небольшую щель.
сенсационные заголовки о индейском проклятии и несчастном случае начинают привлекать толпы обывателей. собравшаяся было уезжать жена Лео, вульгарная недовольная дамочка, собирает в закусочной неплохой урожай банкнот на понаехавшей публики и кладет глаз на Тейтама. начинается совершенно феерическая торговля билетами за право проезда к месту события, приезжает цирк, устраивают аттракционы и местные кантри-певцы сочиняют хитовый шлягер, торгуя нотами по четвертаку.
но Уайлдер здесь максимально близок не к социальной сатире, а к социальному памфлету. уставшие от жизни, с душноватой харизмой герои его фильма делают бизнес на умирающем в глубине горы человеке.
пока Миноза задыхается от сыпящегося песка и постепенно впадает в безумие - наверху расчетливо рвутся вперед к американской мечте.
"Туз в рукаве" развивает и подрывает законы жанра одновременно. нуар в своей основе имеет не только детективную, но и репортерскую подкладку - сюжет любого нуара легко превратить в статью для отдела криминальной хроники, а нередко он на них и основывается. фильм же превращается в зрелище о природе зрелища, об обществе зрелищ - чем без сомнения может покоробить пришедшего ужаснуться и развлечься зрителя, которому тычут в лицо образами придурковатого стада зевак.
и окончательно прорывает обертку жанра - отсутствие в фильме другого мира, параллельного правильной американской реальности, преступление происходит в ней самой и ей же диктуется.
сравнимая с олтменовским по размаху и предвосхитившая его мешанину ярмарка эмоций у смертельной шахты - злой шарж на сытое американское общество 50-х, забывшее о недавних проблемах.
Тейтам идет у него на поводу и не справившись с искушением - губит Лео. в финале раненый в ссоре с женой Лео, партнером по наживе, журналист добирается до редакции и проклянув свое падение, падает навзничь - и низко стоящая камера показывает крупным планом его перекошенное лицо.
Дуглас создает образ сильного, самоуверенного и неудовлетворенного человека, не терпящего компромиссов с жизнью и не жалеющего самого себя. он без сомнения зол на себя за то, что раньше не удержался на вершине, а затем провалил путь назад. он не дает себя поблажек, не способен к рефлексии, радуется победе и приходит в ярость от поражения.
все или ничего - движущая сила его характера, образ понятный для нации переселенцев, золотоискателей, бизнесменов, наживших состояние на рискованных сделках.
Уайлдер показывает двойной стандарт американского общества, способного в стремлении к самореализации породить и героя-гражданина, и преступника.
каноны протестантской морали с её честным, кропотливым и монотонным трудом, где к центу идет только цент, а не доллар, нуждаются в постоянной эмоциональной встряске. и жизнь человека уже не осознается как конечная, заканчивающаяся смертью или гибелью. сиюминутность приятно щекочущих нервы эмоций усыпляет мораль скучающего обывателя, а для иных тихая, серая жизнь оборачивается раскаленным клеймом в душе. общество потребления меняя суть, смысл жизни, меняет нравственные стандарты - и вот счет в банке и заветный вид из офиса в небоскребе заменяет уже нормальные человеческие отношения. материальный мир загоняет понятия о любви, дружбе, взаимопомощи в угол, оставляя на лицах волчью тоску. ради того, чтобы избавиться от нее, герои нуаров идут на всё.
"Туз в рукаве" - одна из вершин американского и мирового кино, на пути от Штрогейма к социальной критике английской новой волны, стартовавшей в 1958 году. но Уайлдер рисует все гораздо жестче, безжалостнее, без поэтического драматизма обязательного в фильмах "рассерженных молодых людей" об ищущих место наверху и бунтующих против скучного общества. рамки нуара задают совершенно другое направление этой драме и не случайно на двд-издании фильма содержатся комментарии мастера критического реализма Спайка Ли.

http://en.wikipedia.org/wiki/Ace_in_the_Hole_(film)
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment