desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Москва, 25 июня. Промежуточные итоги 31-го кинофестиваля.

УКРАИНСКАЯ "МЕЛОДИЯ" БЕРЕДИТ МОСКВУ

31 московский международный кинофестиваль начался и проходит по привычным лекалам, выработанным за последнее десятилетие. Изменилось разве что местоположение: теперь все сосредоточено на Новом Арбате: журналистам отдали камерный кинотеатр «Художественный», а официальные премьеры и светские акции проходят в восьмизальном мультиплексе «Октябре». Открытие фестиваля состоялось, как и ранее, в кинотеатре «Пушкинский» — показали фильм председателя жюри Павла Лунгина «Царь».

По-настоящему громких премьер пока что нет; впрочем, внеконкурсные программы в этом году составлены со вкусом и разнообразно. Настоящее открытие в этом смысле — «Свободная мысль», подборка документального, преимущественно биографического кино. Особый интерес вызвали жизнеописания журналистской легенды Хантера Томпсона «Гонзо. Страх и ненависть в Лас-Вегасе», знаменитого канатоходца Филиппа Пети «Человек на проволоке», покорителя рек Мартина Штреля «Человек Большой Реки», неожиданно хорош оказался "Рене" чешки Гелены Тржештиковой (она снимала своего героя, писателя и уголовника-рецидивиста, на протяжении 20 лет). Киноманы также предпочитают именные ретроспективы творчества итальянского радикала Марко Феррери и утонченного бунтаря Ежи Сколимовского.

В параллельном конкурсе «Перспективы», который, согласно концепции организаторов, предназначен для режиссеров, склонных к поиску и эксперименту, наиболее заметным событием стал японо-русский мультфильм «Первый отряд», повествующий о войне призраков немецких рыцарей с... восставшими из мертвых пионерами-героями. Фильм оформлен в стиле типичных японских «стрелялок»-аниме, при этом с некоторой примесью советского агитпропа сталинских времен. Рисованные эпизоды чередуются с выступлениями живых актеров, которые играют свидетелей якобы имевшей место оккультной войны немецкой и русской спецслужб. Больше похоже на шутку, но, судя по всему, продолжения последуют не менее пафосные.

Конкурсная программа ММКФ традиционно неровна. Иногда фильм хорош в замысле, но досадно провален в воплощении. В первую очередь это «Чудо», один из двух российских фильмов, участвующих в основном конкурсе. У режиссера Александра Прошкина был великолепный сценарий Юрия Арабова. Однако из этого материала Прошкин сумел выстроить лишь банальную мелодраму, неточную в деталях, фальшивую в эмоциях, поверхностную визуально.

То же и с израильским фильмом «Муки в огне». Идея истории молодого человека, который в определенный момент просто взрывается, бросает вызов всем мыслимым моральным нормам, по-своему интересна, но снята претенциозно, без выдумки, абсолютно вторично относительно европейского арт-хауза, которому пытается подражать режиссер.

В грузино-немецком «Посреднике» режиссер Дито Цинцадзе экспериментирует со структурой повествования, показывая одни и те же события с точек зрения разных героев, добавляет сцены насилия, сгущает атмосферу, но выглядит все как несмешная пародия на европейскую жестокую драму.

И все же явный лидер конкурса уже определился — и, что самое отрадное, это украинский фильм. Речь скорее идет о первенстве не в призовой гонке, а в намного более весомом негласном состязании художественных качеств того или иного произведения. Мало того, фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» станет — уже стал — и наиболее обсуждаемым, в который раз резко расколов и зрительское, и профенссиональное сообщество. Кто-то уходил во время просмотра, кто-то осуждал режиссера, выведшего на экране столь безнадежную историю с детьми. На фестивальной пресс-конференции, где сама режиссер не появилась (не смогла приехать из Одессы из-за внезапной болезни), потрясенные журналисты с трудом формулировали вопросы. Однако у автора этих строк, как и у многих его коллег, не вызывает сомнения тот факт, что «Мелодия для шарманки» — важнейшее событие в кинематографии не только Украины, но и всего бывшего СССР за последний год. Подробная рецензия на фильм обязательно будет опубликована позднее. Пока же — прямая речь актеров, игравших в фильме.

Олег Табаков:


— Мне кажется, как в 60-е годы Саша Вампилов диагностировал рак совести у советских людей — в иное время, в государстве иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте. О той мере разобщенности людской, которая мне предоставляется весьма опасной. Как там выберемся из этого — с нами более-менее ясно, а вот как быть с детьми, внуками — твердо ответить не могу, но вот в этом году открою школу для особо одаренных детей. Так что свою каплю добавлю в борьбу с этим заболеванием.

Рената Литвинова:

— Я до сих пор не могу пройти мимо, когда кого-то бьют. Не говоря уже о том, что мне хочется кричать на всех углах, что если ты счастлив, то надо это с кем-то разделять, если у тебя есть деньги, есть чуть-чуть лишнее, то надо делиться. Кира это не может вылечить, но у нее открытый финал и это очень грустный фильм... вы знаете, один, второй, третий ребенок, но... они умирают действительно, совсем рядом. Она хотела снимать настоящих беспризорников, но там уже были проблемы со здоровьем, дети ходили в памперсах, потому что уже были чем-то больны... То есть нельзя было задействовать как актеров, им было лет по 12, и они были глубоко больными людьми. Их проживание всем известно в Одессе. Там один человек избирался депутатом — подобрал их, отмыл, возил с собой. Как только избрали, их туда и свезли назад. Там их всех потом для фильма и нашли. Кира, как всегда, поражает. Будучи атеистом, она добрее всех верующих.

Дмитрий Десятерик

И еще несколько слов вне газетного дискурса:
Из ожидаемых внеконкурсных премьер уже показали "Белую ленту" Ханеке - фильм, необычный для этого режиссера и многими критикуемый, однако мое предварительное впечатление - едва ли не лучшая на сегодня работа автора "Пианистки" и "Забавных игр". Досадно, впрочем, что и эту картину, и "Антихриста", и "Пророка" Одиара показывают с... диска. И это - невзирая на международный статус фестиваля, вычсоких гостей наподобие Броуди, Майкла Манна и Ежи Сколимовского и т. п. Причины могут быть разные, но выглядит это, откровенно говоря, как неуважение к фестивальной публике.
Однако выбора особого нет: сейчас иду в "Художественном" в душный зал смотреть "Антихриста".
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments