Сирин (melkore) wrote in drugoe_kino,
Сирин
melkore
drugoe_kino

Category:

Алехандро Ходоровский, "Крот", 1970.




Искусство не вправе задавать себе вопрос, опасно ли оно. Когда был опубликован "Вертер", две тысячи молодых людей покончили с собой. Четыре евангелиста написали Новый Завет, и в результате погибли миллионы... Сколько людей погибло из-за учения Будды? Я не более опасен, чем Будда, Иисус Христос или Гете, потому что все опасно.
А.Х.



есть целая плеяда кинорежиссёров, которые не любят снимать кино. точнее, не чувствуют кино как свою главную сферу творческой деятельности, а занимаются многими вещами сразу. существуют также кинорежиссёры, любящие замахиваться на проект такого масштаба, что реализовать его даже с Голливудским бюджетом было бы весьма трудно. наконец, есть режиссёры, снимающие понятную им одним глубокую альтернативу.
Алехандро Ходоровский (Alejandro Jodorowsky), родившийся в 29-м году в Чили, вобрал в себя все вышеперечисленные черты. основным делом своей жизни он считает восстановление первоначальной структуры Марсельского Таро, на изучение которого потратил 15 лет, попутно занимаясь сценариями для комиксов, психотерапией и кинорежиссурой. его первый фильм, "Fando y Lis", снятый в 1968-м году, имел достаточно оглушительный успех у зрителей, чтобы на премьере они разгромили кинотеатр, фильм был запрещён на следующий же день, а режиссёра практически депортировали из страны...

Сначала их шокировало, что четыре седовласые матроны играют в карты, соблазняя при этом усатого мужчину в одних трусах. Ставка в игре - консервированные абрикосы, - это мужские яйца! А драка в зале началась, когда мой персонаж вырезал у куклы дыру между ног и стал запихивать туда маленьких змей. Не понимаю, почему они хотели меня убить, - это такая красивая сцена!
А.Х.


шесть лет спустя, в 74-м Ходоровский взялся экранизировать Гербертовскую "Дюну", с декорациями Гигера и Сальвадором Дали в роли Императора Коррино, который согласился сниматься за $100.000 в час. проект Дюны, разумеется, провалился и её доверили снимать убивцу Лоры Палмер Дэвиду Линчу. по словам Ходоровского, идя на премьеру Линчевской версии, он настолько нервничал, что его вели под руки, но на самом фильме расслабился, поскольку тот оказался полным говном. а после Дюны - были другие, не менее неудачные проекты. два последующих фильма сам Ходоровский ненавидит, но по иронии судьбы это единственные его фильмы, доступные на DVD. издательские права на все остальные принадлежат бывшему манагеру Битлов, который считает, что человечество ещё не доросло до фильмов Алехандро. самый же последний его фильм - "Rainbow Thief" с Амаром Шерифом и Питером О-Тулом снимался под жестким давлением киностудии, и реально не является авторской работой режиссёра.
зато между первым фильмом и провальной неудавшейся Дюной Ходоровский успел снять два фильма, после который он мог бы в принципе уже ничего не делать. оба фильма снимались по авторскому сценарию и с самим Алехандро в главных ролях. оба фильма, выйдя на экраны, были обречены стать культовыми, а Ходоровского прокляли навеки войти в историю в качестве кинорежиссёра, которым он себя не считает.

Культура - это чудовищно, культура - идиотизм. Теперь выпускают книги о Панике, научные исследования. Это все ни к чему: искусству вообще не нужны философы.
А.Х.






первый из них - El Topo, "Крот". согласно версии фильма, крот - это животное, живущее под землёй, роющее землю в поисках солнца. когда же оно находит его, оно слепнет и умирает.
лирический герой первой части фильма - одетый в чёрное всадник, гениальный стрелок, путешествующий по пустыне с единственной целью - совершенствовать владение револьвером. для этого он носит огромные перстни, привлекающие бандитов, и хладнокровно убивает их, но не ради справедливости, а только для выращивания эго. однажды, встретив жену Полковника, он узнаёт о четырёх Мастерах, живущих в пустыне, и отправляется на поиски Мастеров, чтобы сразиться с ними.
но Мастера – не желают его побеждать. они не стремятся любой ценой оказаться лучшими, их мастерство произрастает не в практике и умении, а в духовном равновесии и гармонией с пустыней. в первой части фильма Крот, совершенствуя своё искусство, внутренне опускается и достигнув вершины – падает. во второй же части ему придётся пройти весь тот же путь, только наоборот – через смирение и юродство научиться жизни ради других. но оба этих пути – разрушительны, какое бы солнце не искал Крот в глубине земли.
фильм переполнен мистической символикой и аллегориями, хотя всё происходящее сделано в пусть и гипергротексном, но всё-таки реализме. подчёркнутый минимализм сюжета подсказывает определение – притча или легенда, однако своеобразная полнота картины, как на художественном, так и на смысловом уровне, подсказывает другое решение. Ходоровский – это киноПавич, киноматографический гипертекст со сложной внутренней структурой. каждый предмет имеет в равной степени и культурный подтекст, и собственное значение в мифологии самого фильма, будь то распятая овца, гигантский спичечный склеп или сам Крот, на ночь зарывающийся в песок.
самое неожиданное - что, в отличие от большинства картин подобного рода, смысл "Крота" кристально ясен, каждый предмет - действительно символ с одним значением, каждый шаг - действительно продуман, и общая картина действително гармонична. ни одна сцена не вызывает ощущения, что режиссёр напихал в сценарий по-больше нелепостей для вызывания у зрителя синдрома параноидального поиска смысла.

Я хочу, чтобы мои фильмы были похожи на стихотворения. Я никогда не пью, но однажды выпил водки, потому что водка прозрачная: пить ее - все равно, что пить стакан. Потом я занимался любовью со своей женой Валери, и вдруг заплакал. Я прошептал ей в ухо с отчаянием и даже угрозой: "Я - поэт".
А.Х.












главную роль – всадника по имени Крот, играет сам Ходоровский. это несёт в себе и другую занятную метафору: малобюжетный авангард того времени как правило показывали в небольших т.н. «полуночных» кинотеатрах, которые крутили альтернативу по ночам в подвальных крошечных кинозалах, и авангарду требовалось в буквальном смысле «выползать» на поверхность. в частности, "Крота" показывали в час ночи по выходным, оправдывая это фразой "too heavy to be shown any other way".
из таких полуночных кинотеатров «Крот» довольно скоро получил широкую огласку и его в том числе увидел Джон Леннон, который показал его своему манагеру, А. Клайну, а тот выкупил права на издание и финансировал съёмку следующего фильма Ходоровского – «Священная Гора», обсуждение которого выходит за рамки сегодняшней статьи, ибо уже за полночь, а у Вики завтра день рождения и мне надо помыть посуду. в любом случае, у Клайна были свои планы на творчество Ходоровского, и в результате фильм оказался опечатан на 40 лет, за исключением чрезвычайно редких показов в кинозалах, где добрые люди сделали с него достаточно сносные экранки и подарили их пиратам и торрентам, за что мы им дружно благодарны. переговоры о выходе фильма в прокат идёт все эти 40 лет, и конца им не видно.

в любом случае, семидесятилетний Ходоровский, будучи чрезвычайно плодовитым во всех сферах, кроме кино, на здоровье не жалуется, и есть информация, что он якобы собирается снимать продолжение Крота, никак не связанное с ним сюжетно, где одну из ролей будет играть Мерелин Мэнсон. будет ли он закончен и что из него выйдет – загадка, но в любом случае Ходоровский уже имеет достаточно багажа, чтобы исследование его творчества, переводы и экранизации пьес проводились ещё дооолгое время…

Если на мой фильм придут три человека - уже хорошо. Я считаю, что каждый образ на пленке - отпечаток: так полицейский видит след ботинка, и у него в руках вор.
А.Х.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments