Ничего личного (small_dead_life) wrote in drugoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
drugoe_kino

Category:

В присутствии клоуна, Ингмар Бергман


Производство: Швеция, 1997
Жанр: драма
Режиссёр: Ингмар Бергман
В ролях: Бьорж Ахлстедт, Мэри Ричардсон, Эрланд Юзефсон, Пернилла Огаст, Анита Бьорк, Агнета Екманнер, Лена Ендре, Гуннел Фред, Герти Кулле, Питер Стормаре

Сумасшествие в представлении разного рода эзотериков ничто иное, как неконтролируемая способность находиться на пограничье, или углубляться в те пространства неочевидной географии, которых бежит обыденное сознание. Оно и понятно, флиртовать с персонификацией смерти в виде белого клоуна не каждому по нраву. Утешит ли, что и смерть, готовясь к встрече, выбирает эффектное обличие не для каждого, но в их числе и те, кто пустился в путь по неизведанным тропам красногалстучным пионером, трусливым львом, всадником без головы?

Сведенборг в своих мистических откровениях общается с ангелами и богом, Карл Окерблюм – герой Бергмана из ленты «В присутствии клоуна», исполнен той же проводниковой силы, с той лишь разницей, что его видения носят далеко не столь однозначный характер. Божество Окерблюма, являющиеся в образе престарелой клоунессы, имеет задачи несколько иные, чем персона, с которой встречался шведский теософ. Ее проявления не только следствие ментальной неустойчивости помешанного (Карл - сумасшедший), но интуитивно прозреваемая каждым амбивалентность потустороннего.
Тема зловещего демиурга не нова для Бергмана, периодически возвращающегося к ней, начиная с ранних работ. Бергман не из тех, кто стесняется ворошить муравейник. В фильме «Причастие» священник рассуждает о боге-пауке, бога - пугающее насекомое видит и героиня фильма «Сквозь тусклое стекло». Чудовищный бог, загримированный молох, созидающий, чтобы губить – преподнесенные как фантазии душевнобольных, подобные рассуждения, смущают мало. Снятию напряжения жутчайших ассоциаций не способствует и скатологическая ирония пациентов. И символизм клоуна, - белого клоуна в отсутствии антагониста, позволяющий наблюдать происходящее как цирковое представление, шоу в номере, где манерное существо густо месит эрос с танатосом, а чернейшую желчь с белой пудрой – веселящим порошком мельчайшего помола, - всего лишь фикция, ширма, за которой нет ничего различимого для глаз психоаналитика.
Тема смерти, умирания, также часто затрагивается Бергманом. Облик смерти претерпевает ряд трансформаций: если в «Седьмой печати» смерть - мужчина, в котором присутствует и благородство, и торжественность, то в «В присутствии клоуна» смерть - женоподобное нечто, а благородство вырождается в рафинированность, экзальтацию, истеричность. Смерть берет на себя функции фигляра, кривляясь и юродствуя, надо сказать, становясь от этого более впечатляющей.

Не случайно фильм снят как театральная постановка – больница представляется как универсум, в ее пределах сумасшествие нормально, но вне ее и сумасшествия нет. Действие происходит преимущественно в помещениях. Вне помещений снег, ветер, царство неподвластной стихии.
Инженер Окерблюм – образ и подобие клоуна, пародия на создателя, носится с очередной идеей «против хаоса и распада», распространяя обаяние сумасшедшего на каждого посетителя. Первое «говорящее» немое кино о жизни Шуберта (Шуберт – своего рода, альтер-эго Карла Окерблюма, тот, кому повезло чуть больше) – очередное нежизнеспособное изобретение, после воплощения которого осыпается наносное со всеми ценностями и значениями (точный прогноз мачехи Окерблюма, похожий на псевдофилософское кряхтение старушки), унося друзей и близких (даже Паулину, единственную, кто способен видеть большее за вспышками агрессии, фобиями и инфантилизмом), для того, чтобы в оголившейся вечности оставить тварь наедине с творцом.

В импровизированном кинотеатре вспыхивает пожар, киносеанс сменяется спектаклем – продуктом творчества сумасшедших, постановкой в постановке. Вложенность дурной бесконечности все более очевидна, и белый клоун, улыбающийся из-за портьеры, не столько смотрит, сколько ждет конца. «Жизнь – только тень…». Ничего для спасения. Погружение, которого страшится Окерблюм, совершенно неминуемо – белый клоун позаботится об этом.
Tags: 1997, Ингмар Бергман
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Community