Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Categories:

Деликатесы | Delicatessen

Пересмотрела лет 5 спустя после последнего и лет 15 спустя после первого просмотра. Восторг – тот же (только перевод попался другой, в кино и на видео-кассете был более качественный, и фразы, уже оставшиеся в памяти навсегда, типа «Это – работа для австралийца» - здесь провисали и огорчали невостребованностью). То есть тысячи фильмов, отсмотренные с той поры, не сделали этот фильм вчерашним и вторичным, или хотя бы – архаичным, таким бабушкиным сундуком, из которого только – полюбоваться на старину, а носить-то ничего уже, конечно же, нельзя. Наоборот! Такая симфония актеров, такие лица, такие диалоги и сценки, такая музыка! А реквизит! И этот полумрак, эта дымка, этот монструозный дом на краю мира – а мира –то, может быть, и нет уже… В общем, восторг, что и говорить. Но поразило сейчас меня другое.


Фильм снят в 1991 году. Ну, как бы памятном таком году великого перелома – для нас. (В мире-то, вроде бы, попозже отозвались последствия.) А фильм – про конец света. Про деградацию. Про варваризацию. Про мир, где люди, с одной стороны, продолжают слушать старую классику на оставшихся от другого времени патефонах, а, с другой стороны, вынуждены есть друг друга – в прямом и бесхитростном смысле. Потому что тот, кто распоряжается благами – Мясник, Хозяин Дома и его закромов – учредил такой порядок. И маму родную, если что – придется съесть. Ну, без энтузиазма и даже утирая слезы на глазах, но – так уж пришлось! Тут уж ничего не поделаешь.
Этот антиутопический аспект в середине 90-х, когда я смотрела фильм впервые – и когда все это происходило вокруг, ну, не с такой зоологической прямотой, но – очень близко (то есть старушек не ели, им просто Мясник распорядился не платить пенсий; и люди друг друга тоже – убивали не для того, чтобы съесть тело убиенного, а всего лишь – чтобы воспользоваться и завладеть собственностью) – как ни странно, тогда я его – (антиутопический аспект) - воспринимала как игру такую. То есть смешное и абсурдное допущение, нелепые и фантастические предлагаемые обстоятельства, которые веселые фантазеры и отвязанные выдумщики – Жене и Каро придумали, чтобы было интереснее нам показывать своих не менее причудливых персонажей.
И, что самое интересное, наверняка так оно и было. Они все придумали. То есть, когда они задумывали фильм, писали сценарий (сценарий еще Жиль Адриен им помогал писать) – ничего этого еще не было. То есть наверняка люди где-то убивали друг друга, резали и обрекали на умирание от голода и болезней, так было и есть, не было другого. Не было опыта расчеловечивания, что, собственно, нам показано. О чем, собственно, фильм. О сохранении человеческого во вдруг возникших нечеловеческих, обесчеловечивающих условиях. Ведь клоун и виолончелистка – это люди из «прекрасного далека», которым в фильме «Деликатесы» увы, оказывается прошлое. Смешить и радовать людей, обращаясь к их высоким чувствам с виолончелью или с музыкальной пилой в руках – в доме Мясника это может себе позволить только дочь Хозяина. Или вот такой – призванный на откорм клоун. До поры до времени.
Волшебство «Деликатесов» в том, что ничего этого совершенно можно и не видеть и не считывать, а фильм все равно будет радовать новизной и восхищать режиссерскими находками. Но все это в нем есть. И было туда заложено, когда еще не было опыта в мире вот этого расчеловечивания и архаизации, варваризации. Когда вдруг люди, которые читали книги, расшаркивались друг с другом и уступали старушкам место в трамвае, вдруг взялись за оружие и стали этих старушек подкарауливать в темных переулках. Ну, если, например, у этих старушек есть золотые украшения, квартиры или еще что. А уж про не-старушек – и говорить нечего: детей подкарауливаем, чтобы выкуп за них взять или продать на органы, взрослых – по бизнесу решить проблемы, и тот же выкуп, и шантаж – да мало ли оказалось забытых всяких способов поживиться…
Вот ведь французы, какие молодцы – веселая нация. Наши, уж если их посетит какое-нибудь ужасное предчувствие, то задвинут что-нибудь такое мрачное-угрюмое, типа «Посетитель музея» или «Письма мертвого человека». По мессиджу – тоже как бы в точку, но по форме – смотреть тяжело, грустно, грузит и оставляет в безнадежности. А французы это эсхаталогическое предвидение вот так переосмысливают – и выкладывают не менее ужасное по содержанию, но до чего же красивое и трогательное зрелище… И, все-таки, со счастливым концом. На него вся надежда.
Потому что, когда видишь всевозможные и многочисленные сбывшиеся кино-прогнозы (самый простой и зримый – это отсутствующие ныне на карте Нью-Йорка башни-близнецы), то вопрос о причинно-следственной связи с повестки дня не снимается, а встает, наоборот, во весь свой огромный рост: это они, кинематографисты-писатели-драматурги, видят своим сверхчувствительным внутренним взором то, что вот-вот должно случиться – и случится в любом случае? Или же – это их фантазия выхватывает из пространства вариантов, среди которых множество и не таких катастрофичных, вот этот самый провальный и неприятный вариант? А потом фантазия, помноженная на энергетическую подпитку от миллионов просмотров зрителями всего мира, воплощается в реальность? Ну, тут как бы мы дошли до основного вопроса философии, (что первично – материя или сознание?), так что дальше и ехать некуда. Кстати говоря, именно эти наблюдения – за сбывающимися кино- и литературными прогнозами – переносит этот как бы «скучный» и «заумный» вопрос (кстати, Библия во первых строках уверенно отвечает: «В начале было Слово»…) в обыденную повседневную плоскость: это кино сбывается или автор – ясновидец? Так что для меня кино именно этим – в пределе – обязательным отношением к основному вопросу – и является самым интересным в мире. Вот, «Деликатесы» - замечательный тому пример.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community