Алисс Зигманн (alisss_frosch) wrote in drugoe_kino,
Алисс Зигманн
alisss_frosch
drugoe_kino

Category:

Ингмар Бергман : "Из жизни марионеток"

Фильмы И. Бергмана после их просмотра надолго остаются в  сознании. Коллизии и  перипетии могут там выстраиваться в своей уникальной, уже оторванной от фильма, последовательности,  порой неожиданно высвечиваются скрытые и ранее  не увиденные акценты, задаются новые загадки смыслов,  заставляющие искать и находить ответы на обозначенные в фильме тонкой линией проблемы. Так произошло и в очередной раз.
Рецензии на фильм «Из жизни марионеток», найденные мной в интернете, за исключением лишь одной, поразительно страдали какой-то обобщенностью или, если можно так сказать, «кашизмом» смыслов типа «как всегда находит глубокое обоснование сложности и непознаваемости человеческой души» или «горький и
 нелицеприятный анализ взаимоотношений индивидов друг с другом и с обществом». Но и та одна, довольно вдумчиво анализирующая фильм в целом, не приблизилась к разгадке  самого главного: почему Петер убил  Ка? Как  отметил сам рецензент,  «я даю разные объяснения, ни одно из которых намеренно не выдерживает критики» (см.рецензию). Впрочем, он сам тут же говорит о том, что «когда я смотрю эту картину сегодня, у меня возникает чувство, что ближе всех к истине подходит гомосексуалист Тим, намекая на бисексуальность Петера». Мое мнение  относительно разгадки также находит исток в словах этого героя, расходясь, впрочем, с высказанным автором рецензии предположением, что потенциальный бисексуализм Петера был единственной причиной его катастрофы (как и в определении им картины как эротичной. На мной взгляд, фильм исключительно антиэротичен).  Как мне представляется, именно сцена  в квартире Тима, когда его навещает Катарина,   и его монолог являются кульминацией всей картины, дающей ключи к разгадке психологии как главного героя, так и его окружающих.

Сцена эта достаточно небольшая и длится всего несколько минут. Вспомним: Катарина дарит Тиму шейный платок,  ранее предназначавшийся Петеру, который она передумала ему дарить, и дарит Тиму. Он  повязывает его на шею и говорит:

-Тебе не кажется, что я стал старше?

-         А ты не хочешь становиться старше?

-         Морщины меня не пугают, я боюсь уродства...

Однажды я проснулся и посмотрел на себя в зеркало. Вот тогда-то я и заметил это. Внезапно. Я смотрю на руки, на кожу и не верю своим глазам. Я все еще ребенок. Никак не могу понять ход времени. Когда я закрываю глаза, я ощущаю себя десятилетним мальчиком. Но потом я опять открываю глаза, смотрю на себя в зеркало и вижу старика. Старика, похожего на мальчишку. Только и всего. Нет, есть еще кое-что.

-         И что это?

-         Ты сама превращаешься в это. Ты только что сама с этим столкнулась

-         Я не понимаю.

Тим садится к зеркалу и смотрит в него (Тим – есть потенциально  возможное отражение Петера. Понять это помогает как платок, предназначенный Петеру, так и зеркало – метафора отражения кого-то).

-         Все, что касается близости – всего лишь мечта. Грубость и одержимость. Удовольствие и сексуальность, ужас и одержимость – все смешалось  воедино. Однажды меня убьют и от этой мысли я еще больше возбуждаюсь. Мною движут силы, которые я не могу контролировать. Доктора, любовники, таблетки, наркотики, алкоголь, работа... Ничто не помогает. Это какие-то тайные силы. Есть ли у них название? Не знаю. Может быть это просто старение. Разложение. Я не могу управлять этими силами. Но я подхожу ближе к зеркалу, вглядываюсь в свое лицо, которое стало таким знакомым. И прихожу  к выводу, что в этом соединение плоти и крови, нервов и костей существуют два совершенно несовместимых, даже не знаю как это назвать, два совершенно несовместимых человека. Мечта о близости, мягкости, общности интересов, умение забыть себя и всё живое. А с другой стороны – жестокость, одержимость, ужас и смерть. Иногда мне кажется, что оба эти существа имеют один корень. Не знаю. Да и как я могу узнать? Наверное, мои мечты были слишком прекрасными. И в наказание... Жизнь наказывает нас тогда, когда мы меньше всего это ждем. Ты испытываешь оргазм и в это самое мгновение задыхаешься от миазмов.

Данная сцена задает три главных мотива: человек внутренне не в силах примириться с ходом времени, для себя он всегда остается ребенком (поэтому-то в больнице Петер и держит на кровати плюшевого мишку), процесс жизни - есть цепь разочарований и примирений  с действительностью, с ее статусом. Каждый  человек  состоит из темной и светлой половины. Какая половина в конце побеждает – вопрос как  силы характера человека, так и степени давления над ним  внешних обстоятельств и влияния, вплоть до подавления человека его окружением.

И последнее добавление.

Тим просит:

-         Катарина, посмотри на меня, Сделай такую милость. Возьми мою руку и прижми ее к щеке.
Чувствуешь, что это моя рука?

Катарина утвердительно кивает.

- А чувствуешь, что это я, что это именно я?

Катарина отрицательно машет головой.

Другой человек  чувствует лишь плоть, но не душу. Он не в силах проникнуть внутрь другого человека и ощутить его на неплотском уровне, считает режиссер.
...
"Выхода нет," -  мечется по подвалу Петер. Но он его находит: убив Ка, он возвращается к началу своего жизненного пути. Правда, только в душе.  


Tags: Ингмар Бергман
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments