Производство: США, ФРГ, 1985
Режиссер: Вим Вендерс
Жанр: документальный фильм
Многоступенчатые магистрали Японии, полные неповторимой прелести, завораживают, напрасно контекст наделяет их демонизмом, напрасно старается заставить поверить, что еще немного и по ним пойдет механический молох, аналогичный в своей революционности паровозу братьев Люмьер… Для Вендерса в этой реальности не осталось почти ничего из того, что есть в фильмах Одзу. Вендерс опечален, хочет опечалить и зрителя, пытаясь растрогать словами актера, лучшие роли которого позади, слезами оператора, всего себя оставившего на далеких съемках с Одзу, но если податься и согласиться с ним, что будет предложено вместо душащей тотальности города, способного обходится без людей?
Зал электронных автоматов, полный снимающих стресс трудоголиков-японцев, имитация гольфа на специальных площадках – современная Япония немного пугает Вендерса, кажется подделкой. Но демонстрируемая японцами увлеченность европейским и американским не более чем лишенная европейской иронии пародия, за довольно угрюмой и глубоко укрытой серьезностью которой – поиск новых смыслов, а вовсе не их инфляция. Легкая, шутливая форма этого «обезьянничества» - японские молодежные субкультуры, где участники «косят под белых» - цирк, благодаря которому самоидентификация становится более точной.
Вендерсова камера внедряется на производство бутафории для точек питания... Степень подобия копий достигает такого уровня, что будто бы ничего не мешает рабочему подкрепиться в перерыв только что сделанным парафино-желатиновым хот-догом. Тем не менее, разве это небольшое предприятие занимается производством симулякров? – нет, Вендерс всего лишь предоставляет повод помедитировать на заданную тему, - мануфактура, производящая муляжи, такая же аутентично традиционная, несмотря на использование новых технологий.
Приятель Вендерса, пребывающий в творческом кризисе, сетует на отсутствие материала для съемок, жаждет снимать более «прозрачно и чисто»… О, все еще впереди, - через некоторое время эпоха похожих снимков, схематизации индивидуальности при максимально большом количестве деталей, гиперчеткости прорисовки при игнорировании лишнего (глянец), не прозрачности даже – кристаллизации, войдет в свои права, и именно благодаря тому, что так напрягает Вендерса – новым техническим возможностям.
Community Info