Ничего личного (small_dead_life) wrote in drugoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
drugoe_kino

Categories:

Токио-Га, Вим Вендерс

Производство: США, ФРГ, 1985
Режиссер: Вим Вендерс
Жанр: документальный фильм

 После «Токио-Га» оформилось и стало явным чувство легкой досады, возникающее при просмотре фильмов Вендерса. Токио – город-созерцатель, требующий созерцания, и Вендерс старательно созерцает… Тут нужно оговорится, что никакой особой издевки (помимо обычной, вполне легитимной дозы желчи) в моем «старательно» нет -  его картины при некотором усилии со стороны зрителя можно назвать медитативными («Алиса в городах» - умиротворенный, неспешный гимн единению двух людей – ребенка и взрослого, где смыкание подобно параду планет – редкое и быстропроходящее явление, однако явление существующее «на самом деле»…). Но слишком сильно напряжение, слишком часты оценки для того, чтобы  наблюдатель мог выйти на новый – бескомпромиссный, фаталистичный уровень восприятия, и видеть окружающее без желания вмешаться. Слишком мало азиатского в этом взгляде на Токио. Поэтому мне не вполне понятны сожаления Вендерса о потерянной, традиционной Японии, той, которую он знал по фильмам Ясудзиро Одзу – японского режиссера, почитаемого Вендерсом, Японии, которой, возможно, и не было никогда.

 Токио с истинно азиатской прожорливостью употребляющий любой чужеродный элемент, на выходе выдающий ассимилированный продукт, не может быть объектом такого рода претензий. Техногенность – визитная карточка современной Японии, страны-реваншистки, трудящейся во благо собственного процветания. Жалеть об утраченном – жалеть о разбитых для яичницы яйцах.
Многоступенчатые магистрали Японии, полные неповторимой прелести, завораживают, напрасно контекст наделяет их демонизмом, напрасно старается заставить поверить, что еще немного и по ним пойдет механический молох, аналогичный в своей революционности паровозу братьев Люмьер… Для Вендерса в этой реальности не осталось почти ничего из того, что есть в фильмах Одзу. Вендерс опечален, хочет опечалить и зрителя, пытаясь растрогать словами актера, лучшие роли которого позади, слезами оператора, всего себя оставившего на далеких съемках с Одзу, но если податься и согласиться с ним, что будет предложено вместо душащей тотальности города, способного обходится без людей?
Зал электронных автоматов, полный снимающих стресс трудоголиков-японцев, имитация гольфа на специальных площадках – современная Япония немного пугает Вендерса, кажется подделкой. Но демонстрируемая японцами увлеченность европейским и американским не более чем лишенная европейской иронии пародия, за довольно угрюмой и глубоко укрытой серьезностью которой – поиск новых смыслов, а вовсе не их инфляция. Легкая, шутливая форма этого «обезьянничества» - японские молодежные субкультуры, где участники «косят под белых» - цирк, благодаря которому самоидентификация становится более точной.

Вендерсова камера внедряется на производство бутафории для точек питания... Степень подобия копий достигает такого уровня, что будто бы ничего не мешает рабочему подкрепиться в перерыв только что сделанным парафино-желатиновым хот-догом. Тем не менее, разве это небольшое предприятие занимается производством симулякров? – нет, Вендерс всего лишь предоставляет повод помедитировать на заданную тему, - мануфактура, производящая муляжи, такая же аутентично традиционная, несмотря на использование новых технологий.
Приятель Вендерса, пребывающий в творческом кризисе, сетует на отсутствие материала для съемок, жаждет снимать более «прозрачно и чисто»… О, все еще впереди, - через некоторое время эпоха похожих снимков, схематизации индивидуальности при максимально большом количестве деталей, гиперчеткости прорисовки при игнорировании лишнего (глянец), не прозрачности даже – кристаллизации, войдет в свои права, и именно благодаря тому, что так напрягает Вендерса – новым техническим возможностям.

 Инфляция смыслов, тотальная симуляция, оскудение символов – это не проблема Японии, точнее, не только ее проблема – это жертва, расплата за желание прогрессировать. Япония же – одно из государств, где дань традициям наиболее сильна. Япония не сделается ни Америкой, ни Европой – у нее нет поводов для этого, для этого она слишком самобытна. И в свете этого посвящение семье в «Токио Га» выглядит милым, наивным, но ложным пафосом, такое частное «иметь или быть», индивидуальный взгляд на природу вещей.

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments