Итак, 27 марта в Новосибирске дан старт фестивалю французского кино, который будет проходить (надеюсь, что уже традиционно для фестивальных показов) в кинотеатре "Победа". К открытию зрителям сделали подарок, даже два: во-первых, сибирскую столицу посетил французский режиссер Фредерик Обюртен (что уже само по себе событие), а, во-вторых, специальный гость фестиваля лично представил свой новый фильм "Очень специальный репортаж", премьера которого в России еще не состоялась, а я очутился среди тех счастливчиков, которые увидели картину первыми (всеми фибрами души чувствовал свою приобщенность к чему-то исключительному).
Фредерик оказался весьма милым и приветливым, охотно общался с публикой до и после показа. Нарушая хронологию, представляю оба интвервью вначале, а фильм оставляю на десерт.
Обюртен: Французское кино в России пользуется особой популярностью. В Новосибирске я уже второй раз, первый раз я был здесь около двух лет назад, на премьере фильма "Париж, я люблю тебя!" И тогда и сейчас я ощущаю страх, как отнесется к картине зритель, что он из нее вынесет и поймет. Когда я учился, узнал, что Стэнли Кубрик посещает показы своих кинолент, чтобы видеть, какое впечатление его картины производят на зрителя, и, став режиссером, я убедился в его правоте, это очень важно - наблюдать реакцию зрителя. Очень важно равновесие между качеством показа и, если так можно выразиться, качеством аудитории, и это равновесие в вашем кинотеатре есть. Я, как режиссер, снимаю кино для широкого экрана, а не для DVD. "Специальный репортаж" - это комедия, это сатира на журналистов, и в этом был определенный риск, как к нему отнесется журналистская аудитория, но, слава богу, самим журналистам фильм пришелся по вкусу.
Вопрос: Какую идею вы хотели донести?
Обюртен: Я скромен, для меня фильм - это украшение, если он удачен. Для меня важны чувства, которые он рождает у зрителя. Шедевры - это фильмы, обладающие определенным шармом, не подвластным времени.
Вопрос: Есть ли что-то, что российский зритель воспринимает принципиально не так?
Обюртен: Реакция почти везде одинаковая, но каждый раз - непредсказуемая.
Вопрос: Есть ли любимый российский режиссер и ваше увлечение помимо кино?
Обюртен: Да, любимым русским режиссером я бы назвал Эйзенштейна, а моей страстью является музыка.
После показа
Обюртен: Самым важным для меня был ваш смех. В фильме очень много диалогов, судя по вашей реакции, субтитры верно передавали содержание и в нужные моменты. Во Франции фильм вышел месяц назад и один из журналистов заявил, что неприемлемо смеяться над войной, террором (чтобы этот журналист сказал, посмотрев, к примеру, "Жизнь прекрасна"? - прим. мое), но ваша искренняя реакция говорит, что я поступил верно. Я сам сын журналистов, в их время информация обязательно перепроверялась, и все равно были случаи обмана. Сейчас, когда информация нужна очень быстро, такое происходит повсеместно.
Вопрос: Есть ли реальные прототипы у ваших героев.
Обюртен: Над фильмом работали два сценариста, один из которых работал журналистом на радио. Франк Бонвилль - главный герой, фигура вымышленная, у второго героя (Альбер Пуссен) есть прототип, он действительно участвовал в Тур де Франс 26 или 27 раз, действительно работал на радиостанции.
Вопрос: Вы смотрели фильм "День радио"?
Обюртен: Нет. (Смех в зале).
Вопрос: Есть ли у вас во Франции такое явление как политкорректность, как это бывает в американском кинематографе?
Обюртен: Как правило, такого нет, хотя этот фильм подвергался некоторой критике, но коммерческий успех решает все.
На удивление, кинозал был заполнен до отказа, и мне, как представителю прессы, пришлось даже ютиться на лестничном пролете, среди таких же бедняг, своевременно не позаботившихся о билете и не занявших места для журналистов. Ну а теперь о самом фильме.
Франк Бонвилль (Жерар Ланвен) лучший репортер французской радиостанции R2i, который не прочь приукрасить и слегка присочинить, из-за совершенно благородных побуждений повысить себе рейтинг, на одной из вечеринок, организованных радиостанцией, встречает обаятельную Франсуазу (Валери Каприски). Они весело проводят время, сначала за ужином в ресторане, затем рассматривая коллекцию мужниных ситроенов у Француазы дома, под конец они так увлеклись, что закончили любовными утехами на заднем сидении одной из машин.
На следующий день Франку поручают важное задание: ему необходимо лететь в Ирак, узнать, что за спецоперацию затевает ЦРУ. Он берет себе в компаньоны невзрачного техника Альбера Пуссена (Жерар Жюньо), от которого утром неожиданно уходит жена... Убитый горем муж по ошибке вместо выстраданного любовного послания жене, выкидывает конверт с деньгами и билетами, поэтому им двоим не остается ничего другого, кроме как ввалиться в сауны некоего Джими (Омар Сай), африканца с нетрадиционной ориентацией, почему-то величающего Франка дядюшкой. Отсюда они и будут вести свои горячие репортажи, в погоне за очередной сенсацией, войдут в раж настолько, что поднимут на уши правительство Франции, посольство в Ираке и всех иракских террористов впридачу. И, чтобы как-то разрубить гордиев узел, им придется неведомым образом пробраться в Ирак, действительно очутиться в плену у террористов, сбежать и вернуться на родину в качестве национальных героев. Француаза, терзаемая муками совести из-за измены мужу, создаст фонд для возвращения любимого на родину, а Франк сознается в том, что наставил своему напарнику рога, но все закончится традиционным хеппи-эндом.
Кино действительно оказалось сатирой на современную журналистику и временами действительно смешной, хотя весьма бархатной и очень политкорректной (не знаю, за что там переживал Обюртен и почему другие режиссеры отказывались снимать по этому сценарию). Войны здесь почти нет (пара ошеломительных взрывов, да кучка местных бандитов). Пару киноляпов и некоторые натяжки сюжета были мною прощены – скидка на жанр.
Впечатления: самые лучезарные, я не стал искать в фильме особого глубоководного смысла и задумываться над проблемами дезинформации в среде журналистов, но замечательно провел полтора часа в темном кинозале, даже в неудобной позе на ступенях.
Community Info