Фильм снят по мотивам романа Марселя Пруста "Обретенное время" (Le temps retrouvé).
Режиссер – Рауль Руис. В фильме снимались – Катрин Денёв, Джон Малкович, Эмманюэль Беар, Венсан Перес. Франция – Италия - Португалия. 1999. Продолжительность - 169 мин.
Марсель Пруст – один из самых некиногеничных авторов (наряду с Булгаковым, Кафкой, Джойсом). Поэтому попытки экранизировать отдельные части его эпопеи «В поисках утраченного времени», как правило, редки (Шлендорф, Акерман), и, по общему мнению, неудачны.
Хосе Ортега-и-Гассет так описал творческую манеру самого интеллектуального писателя Франции: «Пруст приносит в литературу то, что можно назвать воздушной средой. Пейзаж и люди, внешний и внутренний мир - все пребывает в состоянии мерцающей неустойчивости. Я бы сказал, что мир у Пруста устроен так, чтобы его вдыхали, ибо все в нем воздушно». Поскольку Рауль Руис поставил своей целью с точностью передать (нет, не сюжет! это слово вряд ли применимо к романам Пруста), а атмосферу его произведений, сказанное в полной мере относится и к фильму «Обретенное время».
В фильме нет времени, в полном соответствии с представлениями Пруста. Реальные события перемешаны с обрывками воспоминаний, ассоциациями и мечтами.
И все же, несмотря на желание режиссера избавиться от времени, этого полностью сделать не удается. Зритель понимает, что время действия фильма – первая четверть ХХ века. Герои изредка говорят о войне (другие события того времени как бы не происходили). Всё наполнено духовной пустотой, «мерцающей неустойчивостью». Эмоциональная сфера героев обесцвечена. Герои словно не живут, их жестикуляция замедлена, мимические движения почти отсутствуют. Собственно, в фильме нет ни героев, ни характеров. В нем действуют положения и отношения, натянутые и обрывистые. Только о бароне де Шарлюсе (его играет Джон Малкович) можно определенно сказать, что это разложившийся аристократ, очевидно, типичный персонаж той эпохи. В финале фильма он, сильно постаревший, появляется словно из ниоткуда и начинает перечислять Прусту общих знакомых, которые давно умерли.
Да, Пруст тоже действующее лицо фильма. Поскольку повествование в романе «Обретенное время» ведется от первого лица, то оно, первое лицо, в фильме выведено в образе самого автора, Пруста. Следует отметить, что портретное сходство достигается почти стопроцентное.
Умирание – вот, пожалуй, главная тема фильма. Да и к чему такая жизнь, полностью утраченная?
Community Info