снятый на видео, приемами репортажной съемки "Рогатка" набор малосвязанных на первый взгляд сцен из жизни трущобного филиппинского района. Сайгон? Бомбей? юг России 90-х? все эти ассоциации правомерны. скученность, наркомания, полицейские рейды, травмы. жизнь нескольких семейств показана во вполне олтменовской круговерти. оператор Мендосы с филигранной точностью загребает горстями сочащуюся как грязь самую суть этой жизни. в кадр лезут шаркающие по грязному асфальту вьетнамки, мятые купюры, ободранные стены, рваные джинсы, старые футболки, стоки водопроводов, вставные челюсти, потные нататуированные тела и дым от раскуриваемого крэка. камера кажется лихорадочно мечется в узких лабиринтах этих домишек и плавно переходящих в них улочек.
лица, ноги, локти - калейдоскопом велосипедных спиц и уличным балетом погонь и драк. толпы людей рекой плывут на экране. но нет ощущения бесформенного месива. Мендоса строит свой рассказ как череду обыденных сцен высокого эмоционального накала - полицейская облава сменяется католическим праздником, а тот историей о велорикше, задолжавшем за транспортное средство. и далее ехидные байки об уличных ворах: на забери обратно свою цепочку, только время потратил - она фальшивая! снимая по канонам неореализма Мендоса не призывает возлюбить этих людей. даже наоборот - мы видим убогую порочность их жизней, мелочность желаний и праздность времяпрепровождения. коррумпированным политикам ничего не стоит купить их голоса - а они будут только радостно махать зажженными свечами на политических дебатах и - воровать, воровать, воровать. Мендоса показывает пустоту на лицах людей из низов, ставит визуальный диагноз.
по эстетике же "Рогатка" балансирует где-то на грани между документализмом и игровыми сценами, инспирированными в реальности. от всего этого создаётся впечатление огромной массовки, задействованной в фильме и монументальных декораций. но Мендоса просто умело ограняет весь тот мусор, что валяется на жарких и грязных улицах.
в визуальном плане фильм скорее скуп, но он обладает сильнейшей способностью втягивать внутрь себя и дает возможность зрителю на собственной шкуре почувствовать прелести этой жизни. может всё это местами несколько растянуто и не очень точно собрано, но полтора часа проходят увлекательнейшей экскурсией в колоритных трущобах и в рассказах о суете и суетности. видео в руках Мендосы - медиум, переносящий нас в иную реальность, с точностью до тактильных и обонятельных ощущений.
http://www.imdb.com/title/tt1097267/
Community Info